Бюджетный сегмент — самый массовый, однако по уже сложившейся традиции новые видеокарты в нем появляются последними: так, архитектура Turing была представлена в августе 2018 года вместе с топовыми видеокартами GeForce RTX с поддержкой трассировкой лучей в режиме реального времени. В феврале и марте этого года были представлены GTX 1660 и 1660 Ti: середнячки, тоже основанные на архитектуре Turing, но лишенные RT и тензорных ядер, так что игры с поддержкой трассировки лучей идут на них ощутимо медленнее, но и стоят такие решения тоже дешевле, чем представители линейки RTX.
Наконец, 23 апреля Nvidia представила GTX 1650 — это базовое решение на архитектуре Turing, имеющее официальную стоимость в России на уровне 12 тысяч рублей, что делает ее ценовым конкурентом GTX 1050 Ti и GTX 1060 с 3 ГБ видеопамяти. И сегодня в обзоре мы посмотрим, способна ли эта новая видеокарта тягаться со среднеуровневыми представителями предыдущего поколения и завоевать себе место в бюджетных игровых сборках.
Тестовый стенд
Разумеется, тестировать бюджетную видеокарту нужно в соответствующем окружении, поэтому для ее обзора мы взяли следующий системный блок:
Процессор: Intel Core i3-8100
Охлаждение процессора: кулер Cooler Master CP6-9HDSA-0L-GP
Материнская плата: Asus Prime H310M-R R2.0
Оперативная память: 2×8 ГБ DDR4-2400 HyperX Predator HX432C16PB3K2/16 + Crucial CT8G4DFS8266
Видеокарта: Gigabyte GeForce GTX 1650 Mini ITX OC 4G
Накопители: SSD 120 GB A-Data Ultimate SU650, HDD 1 TB Toshiba P300
Блок питания: Cooler Master Elite V3 600 Вт
Корпус: Cooler Master MasterBox MB511
Корпусные вентиляторы: 1 спереди и 1 сзади, 120х120 мм Cooler Master NCR-12K1-GP
Суммарная стоимость такого комплекта составит порядка 40 тысяч рублей, если взять вторую плашку ОЗУ тоже от Crucial с частотой в 2400 МГц, так как разгон на такой плате невозможен.
Процессор и материнская плата
Сам процессор далеко не нов — он был представлен еще в конце 2017 года. На данный момент его можно считать минимумом для комфортного гейминга: конечно, на двухядерных Pentium Gold игры тоже будут запускаться, но вот на плавный игровой процесс рассчитывать приходится не всегда. Core i3-8100 предлагает уже 4 ядра на частоте до 3.6 ГГц, что ощутимо выше минимальных системных требований большинства игр.
Процессор имеет теплопакет в 65 Вт, но при этом в играх следует рассчитывать скорее на 30-35, поэтому обычного алюминиевого радиатора без медных тепловых трубок вполне хватает для того, чтобы он не перегревался, поэтому смело можете брать BOX-версию данного CPU. Если же обратиться к тестам, то в бенчмарке Cinebench R20 процессор Core i3-8100 набрал порядка 1400 очков — это уровень мощных мобильных Core i7 предыдущих поколений, так что такой процессор должен без проблем справиться с графикой вплоть до GTX 1660.
Так как процессор негоряч и нетребователен, то вполне можно обойтись простейшей платой на H310 чипсете, в данном случае от Asus. Она предлагает оптимальный минимиум: два слота под ОЗУ, один слот PCIe x16 для видеокарты, 2 USB 2.0 и 2 USB 3.0, DVI-D, HDMI и VGA. Разумеется, на плате есть гигабитный сетевой контроллер от Realtek и их же простая звуковая карта ALC887. В итоге Asus Prime H310 — неплохое решение для сборки базового игрового ПК, со всеми необходимыми портами.
Оперативная память и накопители
Минимальным объемом памяти для современных игр можно считать 8 ГБ, однако не стоит брать их одной плашкой: это серьезно ухудшит производительность в играх. Также с учетом того, что слотов всего два, не стоит брать 2 плашки по 4 ГБ — с апгрейдом в будущем будут проблемы. Поэтому, так как память стоит сейчас достаточно дешево, мы решили взять две плашки по 8 ГБ. Так как на H310 чипсете ее разгон невозможен, то имеет смысл остановиться на простых плашках DDR4-2400 от Crucial или Kingston.
С накопителями все несколько сложнее: конечно, можно обойтись одним жестким диском на 1000 ГБ, но система будет работать крайне медленно и неотзывчиво. А с учетом того, что цены на SSD, как и на память, сильно упали за последний год — имеет смысл поставить простой твердотельный накопитель на 120 Гб за 1.5 тысячи рублей: это не сильно ударит по бюджету, зато ускорит систему в разы.
Блок питания и корпус
Все компоненты в системе достаточно нетребовательные: так, процессор имеет теплопакет в 65 Вт, видеокарта — до 75. В итоге с хорошим запасом хватит блока питания на 300-350 Вт, но это не значит, что можно экономить и брать корпусное решение: лучше смотреть на проверенные временем решения от Chieftec, Cooler Master или FSP.
А вот корпус — это уже сугубо индивидуальный выбор: в нашем случае процессорный кулер низкопрофильный, и сама видеокарта тоже небольшая, поэтому можно остановиться практически на любом решении, куда поместится материнская плата стандарта mATX. У нас это просторный корпус со стеклом от Cooler Master, вместе с двумя 120 мм вентиляторами спереди и сзади для лучшего охлаждения комплектующих.
Видеокарта
Комплектующие выше едва ли у кого-то вызывают вопросы: они являются вполне стандартными для сборок на Intel за 30-40 тысяч рублей, только если раньше к ним в пару ставили GTX 1050 Ti или 1060, то теперь появился еще один вариант — GTX 1650:
Новая видеокарта основана не на чипе TU116 с частично отключенными блоками, который используется в GTX 1660 и 1660 Ti, а на новом TU117, который включает в себя 896 CUDA-ядер, 56 TMU и 32 ROP. Она имеет 4 ГБ памяти GDDR5 с шиной шириной в 128 бит и пропускной способностью в 128 ГБ/с. Базовая частота ядра составляет 1485 МГц, в разгоне — 1665, но может повышаться еще выше благодаря технологии GPU Boost. При этом TDP видеокарты не превышает 75 Вт, так что для нее не нужно дополнительное питание (однако в дорогих версиях видеокарты оно вполне может присутствовать). Требования к блоку питания также невелики — подавляющее большинство решений на рынке могут выдать необходимые 300 Вт.
Чип TU117 относится к поколению Turing, то есть имеет все его шейдерные инновации, такие как поддержка одновременного выполнения целочисленных операций и операций с плавающей точкой, унифицированная архитектура кэша с увеличенным объемом L1 и технология адаптивного затенения.
Но при этом данный чип не имеет встроенных тензорных и RT-ядер — с другой стороны, в данном случае они едва ли были бы нужны, так как даже куда более мощная RTX 2060 справляется с современными играми с поддержкой Ray Tracing лишь в FHD при средне-высоких настройках графики. Поэтому в GTX 1650 эти ядра только увеличивали бы ее конечную стоимость, так что отказ от них в данном случае выглядит вполне логичным, особенно с учетом того, что игр с RT пока не так и много.
Производительность в играх и бенчмарках
Теперь, когда с теоретической частью наконец-то разобрались, можно перейти к тестам видеокарты. В данном случае она представлена решением от Gigabyte и отличается крайне компактными размерами (что и указано в ее названии), а также одним 80 мм вентилятором и простым алюминиевым радиатором — посмотрим, как такое решение справится с современными играми и бенчмарками.
Видеокарта из коробки разгона не имеет, память также работает на стандартных 2000 МГц (эффективная частота 8000 МГц). В легкой рендер-сцене в GPU-Z видеокарта работает на частоте 1920 МГц — ощутимо выше, чем официальная частота при разгоне, причем упор идет в теплопакет. Увеличить последний нельзя, ибо дополнительного питания нет, а через шину PCIe можно передать только 75 Вт. Поэтому рассчитывать на серьезный разгон GPU не приходится, но об этом поговорим ниже.
В тесте FurMark частота GPU ожидаемо оказывается несколько ниже, на уровне 1830 МГц, а итоговая температура составляет всего порядка 60 градусов — просто великолепный результат для такой компактной карты. При этом хорошо видно, что краеугольным камнем, ограничивающим частоту, как раз оказывается питание: видеокарта будет явно лучше работать при наличии дополнительного питания по 6 pin.
В тесте 3Dmark Time Spy видеокарта набирает 3450 баллов: этот на 10-15% ниже, чем у GTX 1060 с 3 ГБ видеопамяти, но на 30-35% лучше, чем у GTX 1050 Ti с тем же теплопакетом в 75 Вт, так что видеокарту точно оценят пользователи ноутбуков, где низкий TDP важен.
Что касается игр, то было протестировано 9 игровых проектов последних трех лет в разрешении 1920х1080, настройки подбирались для оптимальной производительности:
В общем и целом можно сказать, что видеокарта хорошо подходит для современных игр в разрешении FHD с высокими настройками графики, и она существенно опережает GTX 1050 и GTX 1050 Ti, но вот до GTX 1060 с 3 ГБ все же не дотягивает: так, на последняя выдает на ультра-пресете в Assassin’s Creed Origins порядка 55 FPS, а в Far Cry 5 — 65, то есть разница в 15%, полученная в бенчмарке, сохраняется и тут. Со скриншотами результатов тестов и геймплея можно ознакомиться ниже:
Разгон
Так как даже без разгона видеокарта явно упиралась в отсутствие дополнительного питания, то об оверклокерских рекордах приходится только мечтать: нам удалось поднять частоту GPU на 200 МГц, а памяти — на 400, при этом видеокарта продолжала работать в FurMark абсолютно стабильно:
Также, ожидаемо, температуры не выросли ни на градус, а вот результаты в тесте 3Dmark Time Spy — в среднем на 6%, до 3680, то есть разгон большого смысла не имеет, и если вы планируете все же им заняться, то лучше искать версию карты с дополнительным питанием:
Итоги
Видеокарта получилась достаточно интересной: с одной стороны, она отлично заменяет бюджетную GTX 1050 Ti предыдущего поколения, так как стоит в среднем всего на тысячу рублей больше, а мощнее на 30-35%. С другой стороны, с GTX 1060 с 3 ГБ памяти она тоже не конкурирует напрямую: в крупных сетевых магазинах последняя стоит на 2-3 тысячи дороже, что более чем оправдывает разницу производительности в 10-15% между ними. Поэтому если вы собираете себе бюджетный игровой ПК приблизительно за 40 тысяч рублей — приглядитесь к этой видеокарте, она является хорошим выбором для такой сборки.
Системный блок предоставлен на обзор магазином ОГО!
материал сайта www.iguides.ru