Канадский парламент принял закон, который обяжет технологические компании платить местным новостным агентствам за ссылки на их статьи, что побудило владельца Facebook и Instagram заявить, что он будет получать новостные статьи с обеих платформ в стране.
Закон, принятый в четверг, является последним залпом в усилиях правительств по всему миру, направленных на то, чтобы заставить крупные компании, такие как Google и Facebook, платить за новости, которыми они делятся на своих платформах, — кампании, которой компании сопротивлялись практически на каждом шагу.
С некоторыми оговорками новый канадский закон заставит поисковые системы и компании, работающие в социальных сетях, участвовать в процессе переговоров — и, при необходимости, в обязательном арбитраже — для лицензирования новостного контента для их использования.
Закон об онлайн-новостях был создан по образцу аналогичного закона, принятого в Австралии два года назад. Согласно официальному резюме, он был разработан, чтобы «повысить справедливость на канадском рынке цифровых новостей и способствовать его устойчивости». Когда именно закон вступит в силу, было неясно по состоянию на утро пятницы.
Сторонники закона видят в этом победу средств массовой информации, поскольку они борются за то, чтобы компенсировать резкое падение доходов от рекламы, которое они приписывают компаниям Кремниевой долины, захватившим рынок онлайн-рекламы.
«Сильная, независимая и свободная пресса имеет основополагающее значение для нашей демократии», — сказал Пабло Родригес, министр по делам канадского наследия в правительстве премьер-министра Джастина Трюдо. написал в Твиттере поздно вечером в четверг. «Закон об онлайн-новостях поможет технологическим гигантам вести честные и равноправные сделки с новостными организациями».
Технологические компании думают иначе.
Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, ранее предупреждала законодателей, что прекратит публиковать новости на обеих платформах для канадских пользователей, если закон будет принят. Компания заявила, что теперь планирует сделать именно это.
«Мы неоднократно сообщали, что в соответствии с законопроектом C-18, принятым сегодня в парламенте, контент новостных агентств, включая новостных издателей и вещательных компаний, больше не будет доступен для людей, получающих доступ к нашим платформам в Канаде», — сказал Мета в сообщении. заявление.
Он добавил, что изменения, затрагивающие новостной контент, не повлияют на другие продукты и услуги, которые используются для проверки фактов, социальных связей и роста бизнеса.
В отдельном заявлении представитель Google раскритиковала закон как «неработоспособный» и заявила, что компания предложила «продуманные и прагматичные решения» для его улучшения.
Google сообщил канадским законодателям в мае, что дебаты по поводу законодательства породили у политиков и издателей новостей нереалистичные ожидания «неограниченных субсидий для канадских СМИ». Среди прочих изменений Google предложил потребовать от технологических фирм платить за «отображение» новостного контента, а не за ссылки на него.
«Пока ни одна из наших проблем не была решена», — говорится в заявлении пресс-секретаря Google Дженн Крайдер в четверг. Она не сказала, что компания планирует делать с законом, и отказалась от дальнейших комментариев.
Подобные сражения уже давно разыгрываются в других странах.
В Европейском союзе страны пытаются обеспечить соблюдение директивы об авторском праве, принятой блоком в 2019 году, чтобы заставить Google, Facebook и другие платформы выплачивать компенсации новостным организациям за их контент.
В Австралии в 2021 году парламент принял закон, обязывающий Google и Facebook платить за новостной контент, который появляется на их платформах. В то время казалось, что Google фактически капитулировала, объявив о трехлетнем глобальном соглашении с News Corp об оплате новостного контента издателя. Facebook занял противоположную позицию, заявив, что он немедленно ограничит людей и издателей от обмена или просмотра новостных ссылок в Австралии.
А в Соединенных Штатах Министерство юстиции и группа из восьми штатов подали в суд на Google в январе, обвинив компанию в незаконном злоупотреблении своей монополией на технологию, лежащую в основе онлайн-рекламы. Этот иск был первым антимонопольным иском министерства против технологического гиганта при президенте Байдене.
Калифорния также угрожает оказать юридическое давление на технологические компании. В этом месяце Собрание штата проголосовало за внесение в Сенат штата законопроекта, согласно которому технологические компании будут облагаться налогом за распространение новостных статей. Мета сказал в ответ, что он будет «вынужден» удалять новости из Facebook и Instagram, если законопроект станет законом.
В этом месяце г-н Трюдо, премьер-министр Канады, заявил, что он не готов идти на компромисс с технологическими компаниями по поводу Закона об онлайн-новостях.
«Тот факт, что эти интернет-гиганты скорее отрежут доступ канадцев к местным новостям, чем заплатят свою справедливую долю, является реальной проблемой, и теперь они прибегают к тактике запугивания, чтобы попытаться добиться своего», — сказал он журналистам. «Это не сработает».
Майкл Гейст, профессор права в Университете Оттавы, специализирующийся на нормативных актах, регулирующих Интернет и электронную коммерцию, сказал, что эти усилия могут иметь неприятные последствия.
«Это нанесет непропорционально большой ущерб небольшим и независимым СМИ и оставит поле для более низкокачественных источников», — сказал профессор Гейст. «Хуже всего то, что это было абсолютно предсказуемо и этого можно было избежать».