Самый шумный стартап в Силиконовой долине в мае 2023 года — это не оборудование для искусственного интеллекта и не метавселенная. Это глючная копия Твиттера, примерно 2013 года. Я провел последнюю неделю, наблюдая за растущим выскочкой в социальных сетях Bluesky, пытаясь выяснить, почему, и обнаружил кое-что тревожное: мы вступили в фазу перезагрузки социальных сетей.
Bluesky выглядит и работает так же, как Twitter 10 лет назад, и на это есть причина: он родился во чреве приложения для птиц. Финансируемая как внутренняя инициатива бывшего генерального директора Джека Дорси, Bluesky началась в 2019 году как попытка создать протокол для децентрализованной социальной сети — по сути, способ сделать социальные сети более похожими на электронную почту, где различные клиенты, такие как Gmail и Outlook могут общаться друг с другом.
Когда к власти пришел Илон Маск, он отрезал его от Twitter, и теперь, по иронии судьбы, Bluesky может стать самым жизнеспособным прямым конкурентом Twitter. В конце концов, многие никогда так не стремились найти альтернативу Твиттеру, учитывая все способы, которыми Маск сделал его более неприятным в использовании. В марте, когда Bluesky запустили бета-версию только по приглашению, мало кто о ней даже слышал. На прошлой неделе, когда тысячи людей получили эти приглашения, внезапно, по крайней мере, в онлайновых и технических кругах, ИИ оказался в стороне, и все только и говорили о нем.
Когда я вошел в систему в четверг, это была какая-то дикая ликующая схватка, которая почти исчезла в основных социальных сетях в 2020-х годах. Каждое обновление приносило поистине непостижимые мемы, посты с утиного аккаунта с искусственным интеллектом, которые изрыгали тарабарщину, и поток обнаженных селфи. Были воссоединения между старыми онлайн-друзьями, агрессивное нагромождение известного писателя и широко раскрытые аккаунты знаменитостей и политиков, которые просто публиковали сообщения через все это.
Bluesky бессовестно производен и рудиментарен. Вместо твитов вы отправляете «тарелочки», треды называются веревками, и прямого обмена сообщениями нет. Это сырой и нефильтрованный поток контента. В лучшем (а может быть, и в худшем) случае социальные сети подобны подключению к проводному идентификатору толстого слоя человечества. Это смешно, заставляет задуматься, грубо, либидинозно и бесит одновременно. Сейчас это Блюскай.
Лучшим ориентиром, опять же, является ранний Twitter; Я достаточно взрослый, чтобы помнить, как я вошел в систему в конце 00-х и был потерян и слегка ошеломлен происходящей там сценой. Серьезные новости тикали мимо непостижимых шуток, которые исчезали за кем-то, разозлившимся на авиакомпанию. Веселый, едва контролируемый хаос.
Быть на Bluesky — это то же самое, но для многих пользователей это связано с огромной дозой ностальгии по этому опыту, по тому, что сейчас выглядит как золотой век социальных сетей. Я думаю, пользователям это нравится, потому что это похоже на возвращение домой. Даже сбои, такие как ошибка, которая позволяет ботам втягивать вас в бесконечные «веревки» — любовно называемые адскими нитями — приветствуются как общественные события. По какой-то причине в один прекрасный день все бесконечно постили об «Альфе», ситкоме 1990-х годов о дурацком инопланетянине.
Ради такого ликующего, безудержного окружения живут люди, проводящие весь день в сети, даже если, в конце концов, мы все были здесь раньше и у нас есть ощущение того, куда это неизбежно идет.
Не случайно самые активные и активные промоутеры Bluesky — это известные миллениалы в возрасте 30 с лишним лет, которые также являются известными опытными пользователями социальных сетей: такие люди, как член палаты представителей Александрия Окасио-Кортез, режиссер «Звездных войн» Райан Джонсон, Бен Коллинз из NBC и модель Крисси Тейген. У других крупных пользователей Твиттера, таких как полуанонимный комик-абсурдист Дрил, Тейлор Лоренц из Washington Post, Джейк Таппер из CNN и Джамель Буи из New York Times, тоже есть учетные записи, и некоторые много.
Это был величайший переворот Bluesky, наряду с тем, что он был открыт для бизнеса, поскольку Twitter прыгал со своих рельсов. Преднамеренно или нет, ему удалось получить доступ ко всем этим пользователям в одно и то же время. Поскольку такая инфраструктура, как социальная сеть, может ощущаться как эксклюзивный, модный клуб, Bluesky именно так и делает, давая пользователям ощущение, которое впервые привлекло так много людей в социальные сети: ощущение, что вы находитесь в комнате с конгрессменом. или голливудской звездой, или крупным писателем, и что для участия не требуется никаких приличий — и на самом деле было бы предпочтительнее, если бы вы проверили это у двери.
Работает. Сообщается, что люди выкладывают 400 долларов только за то, чтобы получить приглашение попрыгать по бархатной скакалке.
Но до сих пор Bluesky — это все вибрации и обстоятельства — опыт был полностью определен сообществом, которое появилось здесь, что означает, что он чрезвычайно ненадежен. Это забавно, если вы из тех, кто постоянно находится в сети, или кто-то, кто скучает по ранним дням Твиттера.
Тем не менее — и, возможно, я просто циничный ветеран войн блогов 2010-х годов — мне трудно представить, что я провожу много времени на еще одной социальной платформе, создавая еще одну сеть, демонстрируя еще одну личность. Особенно, когда мы все еще так мало знаем о том, как компания, стоящая за ней, планирует управлять своей игровой площадкой.
Прямо сейчас Bluesky намеренно является клоном Twitter с грандиозным видением инфраструктуры, но не сообщества. Его главная цель — создать децентрализованный протокол, который позволит другим создавать свои собственные сайты в социальных сетях. У меня не возникает ощущения, что об этом заботится более чем небольшая горстка текущей пользовательской базы, которая сравнительно невелика, около 55 000 человек. Им нравится Bluesky, потому что он похож на старый Twitter, потому что они могут свободно публиковать то, что хотят в данный момент, и потому что Элона Маска нигде не видно.
Это более чем хорошо; часть миссии Bluesky также состоит в том, чтобы попытаться делать люди заботятся. Но не очевидно, как компания планирует управлять собой или, скажем, зарабатывать деньги на своей децентрализованной вотчине. Как он собирается попытаться получить доход? Он ищет венчурный капитал? Это уже иметь венчурный капитал? Twitter заплатил Bluesky 13 миллионов долларов, но неясно, есть ли дополнительное финансирование и откуда оно может поступить. (Назовите меня скептиком — у меня есть друзья-инженеры, которым нравится то, что разрабатывает Bluesky, — но я беспокоюсь, что структура децентрализации дает компании простой способ переложить ответственность на жесткие политические вызовы под видом «технология решит это, в конце концов.»)
Кажется, что все это должно быть важно как для пользователей, которые только что пережили десятилетие социальных сетей, преследующих бизнес-модели, которые перегружали токсичность, так и для самой компании, которая, кажется, ценит прогрессивность и прозрачность и вот-вот столкнется с целой батареей новых тестов. . По крайней мере, у него должны быть подробные планы для обеспечения безопасности пользователей и открытости платформы. В идеале у него должно быть больше видения и идей о том, каким местом он хочет быть, а не перезагрузка.
Потому что этот бурный медовый месяц не продлится долго. Bluesky стал безумно шумным, потому что достаточно небольшая группа создателей интернет-культуры, у которых у всех относительно совместимые политические и поп-культурные вкусы, взяла на себя управление приложением в нужное время. Это одновременно свободно и относительно цивилизованно. Это гарантированно будет мимолетным.
Уже было несколько обновлений с кризисами модерации контента. Когда поляризованный писатель Мэтт Иглесиас подписался, его ответы были завалены людьми, пытающимися прогнать его с платформы. Один угрожал, может быть, в шутку, что забьет его молотком. Этот пользователь был забанен. Другой аккаунт, присоединившийся на выходных, начал преследовать транс-пользователей; Генеральный директор Bluesky Джей Грабер лично запретил этот плакат.
Все обрадовались. Ее приверженность активному присутствию на Bluesky достойна восхищения — она регулярно привлекает пользователей, задавая вопросы — даже если такая стратегия «ударь крота» продлится недолго, как я уверен, она знает. (Они решили удалить все обнаженные изображения из вкладки «Что нового», возможно, в попытке заставить чопорную Apple одобрить приложение.) Платформа будет расти, а навязывание норм и правил неизбежно оттолкнет одних и заставит других безумны, и, как постоянно указывают пользователи Bluesky, легион троллей у ворот, облизывающих свои отбивные, ожидающих устроить беспредел, вынуждая модерировать решения, которые портят вечеринку только потому, что они могут.
В чем тогда заключается стратегия Bluesky, когда ностальгический ореол постинга, как в 2014 году, сходит на нет, когда троллинг начался всерьез, политика модерации разочаровывает всех, а все еще грозный сетевой эффект Твиттера тянет пользователей обратно в его пасть? ? Сможет ли Блускай остаться в одиночестве? Или это запомнится как забавное развлечение, время, когда несколько тысяч лучших пользователей Twitter на какое-то время пережили свои славные дни?
Надеясь лучше понять ее мысли по этим вопросам, я направился к Граберу, чтобы спросить, как Bluesky планирует пережить ближайшие дни — о своем управлении, о планах по поиску инвестиций или о том, как это может принести доход, — но не получил ответа.
Я знал, что веду себя как болтун. На вкладке «Что нового» люди делились ловушками жажды, издевались над Твиттером, упивались свободой вести себя странно. Я не виню ее за то, что она не отступила; никто другой тоже не делал. Они были слишком заняты публикацией.