Наши воспоминания начинаются не на самого рождения, а с какого-то возраста. У кого-то он наступил раньше, а у кого-то – позже. Вопрос этот всегда интересовал ученых, не обошел его своим вниманием и Зигмунд Фрейд, который даже ввел термин «инфантильная амнезия». Так почему же человек не помнит себя во младенчестве?
💚 ПО ТЕМЕ: 50 лучших оптических иллюзий.
Американские ученые выяснили, что первые воспоминания формируются у человека в возрасте 2,5-3 года. Впрочем, нам самим кажется, что мы были на тот момент старше. Но и у этого правила есть свои исключение – некоторые вспоминают о событиях, происходивших с ними в возрасте до полутора лет. Впрочем, возможно в формировании этой картинки помогли и рассказы взрослых. А Лев Толстой вообще описал свои воспоминания крестин, которые случились с ним в возрасте 10 дней.
💚 ПО ТЕМЕ: Почему рождаются рыжие люди и чем они отличаются от остальных.
Содержание статьи
Ошибка в хронологии
Первые наши воспоминания, которые мы можем назвать, на самом деле далеко не всегда хронологически являются самыми ранними. Эти картинки не привязаны к определенной временной точке и не являются барьером, до которого точно ничего не было. Кажется, есть некий сборник ранних воспоминаний, из которых мы выбираем самое яркое, называя его первым. Если попросить человека назвать другие свои ранние воспоминания, то может оказаться, что они хронологически проходили раньше, порой на целый год. Причина кроется как в датировке, так и в ошибочном ощущении своего возраста на тот момент.
В журнале Memory приводятся данные исследований памяти, проводимые целой командной под руководством доктора Петерсон из университета Ньюфаундленда на протяжении 20 лет. Под наблюдением оказалась почти 1000 человек, в 600 случаях использовались еще и воспоминания родителей.
Людям действительно кажется, что они были старше на момент своих первых воспоминаний. Но возраст корректируется рассказами родителей. Интересно, что влияет на это и то, сколько лет самому рассказчику. По мере взросления люди относят свои первые воспоминания ко все более старшему возрасту. Так, через восемь лет после описания событий люди начинают считать себя старше на год на описываемый момент. Этот эффект получил название телескопирование, и он вполне применим к детям.
Чем более отдаленное воспоминание, тем больше искушение приблизить его, приписать целый год. Но если ребенок начнет вспоминать о событиях, произошедших с ним в возрасте 3-4 лет, то такого эффекта уже не наблюдается. А исследования доктора Петерсон показали, что люди на самом деле помнят куда более ранние события, чем им кажется. И не так-то и сложно получить доступ к этим картинкам. С учетом понимания этих искажений датировки и погрешности около года, можно прийти к выводу, что первые воспоминания относятся к возрасту около 2,5 лет.
💚 ПО ТЕМЕ: Что означают буквы на бутылке коньяка (XO, VO или VSOP)?
Связь воспоминаний и культуры
Разница в среднем возрасте первого воспоминания может достигать двух лет, все зависит от культуры страны. Если там принято с детских лет беседовать с детьми, интересоваться его воспоминаниями, рассказывать семейные истории, то люди и помнят себя намного раньше. Если же эта часть детской жизни игнорируется, то ребенок будет помнить себя позже. Так что занятия с детьми помогут развитию объему его памяти.
Воспоминания американцев более длинные, подробные и с акцентом на себе. А вот китайцы высказываются лаконичнее, делая упор на факты. В восточных культурах детские воспоминания вообще мало кому интересны. Раньше всего помнят себя представители новозеландского народа маори, где принято уделять повышенное внимание прошлому.
💚 ПО ТЕМЕ: Самые высокие статуи в мире: 40 завораживающих мест, которые нужно увидеть.
Физик Роберт Вуд создал свою теорию памяти. Он считал, что для закрепления детских воспоминаний можно использовать дополнительные ассоциации. Вуд экспериментировал со своей полуторагодовалой внучкой. Каждую неделю он при ребенке ставил в камин статуэтку пса, поджигал на ней порох и произносил фразу «фази-вази». В пять лет девочка произнесла вдруг «фази-вази», а на вопрос ученого, что это значит, она четко рассказала о собачке в камине и огне на ее голове.
Но верить детским воспоминаниям надо с оглядкой. Психолог Элизабет Лофтес сочинила очень правдоподобную историю о том, как ребенок потерялся в супермаркете. Чтобы убедить испытуемых, им сообщили о правдивости событий, подтверждая их еще и рассказом родителей. Оказалось, что около трети участников экспериментов «вспомнили» эту историю, некоторые даже с подробными деталями. Приняв выдумку, человек начинает дополнять ее своими картинками, она становится неотличимой от реальных воспоминаний. Вот почему память детей намного сложнее изучать, чем память взрослых.
Возможно, главная загадка нашей памяти не то, почему мы не помним свое раннее детство, а то, каким нашим воспоминаниям вообще можно верить.
💚 ПО ТЕМЕ: 30 самых знаменитых фейковых фото, в которые вы могли поверить.
Почему мы не помним свои первые годы?
Даже после появления явного и яркого первого воспоминания последующие оказываются зарубками, обрывочными и редкими, вплоть до более старшего возраста. Многие начинают помнить себя даже не с первых шагов, а с детского садика. Но в целом оказалось, что человек помнит удивительно мало из того, что случилось с ним с рождения и до возраста 6-7 лет.
По мнению Фрейда наши воспоминания стираются, из памяти вытесняются первые переживания, особенно, травматичные. Ученые считают, что у ребенка просто еще не развит в достаточной степени участок мозга, ответственный за хранение воспоминаний – гиппокамп. Он полностью формируется лишь к 7 годам, а потом развивается. Вот почему детство и отрочество считаются наилучшим периодом для обучения. Младенцы же просто лишены этого хранилища. Показательна история пациента, которому в ходе неудачной операции повредили гиппокамп. Мужчина не мог ничего запомнить, но при этом усваивал разного рода информацию. Возможно, в раннем возрасте мозг как раз и недостаточно развит для формирования воспоминаний.
Следующая версия касается растущих нервных клеток. При росте клеток головного мозга и появления из них новых структур некая часть перестает быть нужной. Свежие воспоминания бурно накапливаются, столь же активно мозг удаляет старые картинки, защищая неокрепший мозг от перегрузки. Так что младенческая амнезия – естественный процесс. Правда, есть версия, что младенческие воспоминания мозг все же где-то хранит, просто к этой информации доступ блокирован.
Очередная версия происходящего сопоставляет возможность помнить с развитием речи. Считается, что ребенок может запомнить только ту картинку, которую способен описать словами. Замечено, что научившиеся позже говорить дети воспроизводят меньше событий, чем их более разговорчивые ровесники. Правда, глухие дети, не знающие языка жестов, начинают себя помнить примерно в том же возрасте, что и их сверстники.
🔥 Смотрите также:
🍏 Мы в Telegram и YouTube, подписывайтесь!
материал сайта yablyk.com