В последнее время говорить о политической стабильности не приходится. Войны, революции и вооруженные конфликты заставляют тысячи людей покидать родной дом и искать лучшее место на чужбине. И проблема беженцев – одна из наиболее острых в современном мире.
♥ ПО ТЕМЕ: Скафандр и бабочка – книга, написанная глазом.
Благополучные страны не в силах принять столько людей с чуждой культурой и языком, которые зачастую и не особо стремятся стать частью нового мира. Истории путешествий лиц без виз и документов в другие страны чаще всего напоминают триллер, ведь это сопровождается риском и трудностями. Но иногда подобные случаи имеют оттенок комизма. Так произошло с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери. Его судьба даже стала основой сценария знаменитого художественного фильма «Терминал» с Томом Хэнксом в главной роли.
В конце 1970-х шахский режим в Иране ужесточил внутреннюю политику, что в итоге и привело к его падению. Но ранее все недовольные преследовались властями или даже высылались из страны. Подобная судьба настигла и активиста Мехрана Карими Нассери (Mehran Karimi Nasseri) в 1977 году. Он пытался получить политическое убежище в какой-то из европейских стран, но везде получал отказ. Только в 1981 году иранец получил статус политического беженца от ООН, который давал ему право обретения европейского гражданства. Но на этом история и не думала заканчиваться.
Мать беженца имела британское подданство, вот почему он решил отправиться из Бельгии, где проживал, в Англию. Приключение началось в 1988 году. Путь Нассери лежал через Париж. Но там, на вокзале, у иранца украли сумку с документами. Тем не менее он как-то ухитрился сесть на самолет, летевший в Лондон. Там, в Хитроу, Нассери конечно же не прошел паспортный контроль и был отправлен назад, в аэропорт Шарль де Голль. Но и французские власти не могли выдать беженцу без документов разрешение на въезд в страну. Депортировать же человека с непонятным статусом было просто некуда. Так Нассери застрял в терминале 1 главного французского аэропорта.
Решением проблемы стало бы получение в Бельгии новых документов, но для этого нужна была, во-первых, личная явка, да и законы страны лишали покинувшего ее беженца права на возвращение. Поверенным Нассери стал парижский юрист по правам человека, Кристиан Бурже. Он боролся за статус своего подопечного. В 1992 году французский суд окончательно постановил, что Нассери въехал в аэропорт законно и не может быть выслан. Но при этом в решении ничего не говорилось о праве беженца покинуть аэропорт. Только в 1995 году власти выдали Нассери право на возвращение, но в обмен на обещание жить и работать дальше в Бельгии под присмотром социальных работников. Но иранец все еще планировал жить в Англии, вот почему отказался.
В ожидании разрешения своих проблем Нассери жил в терминале аэропорта Шарля де Голля. Сперва его подкармливали пассажиры и служащие, а со временем беженец стал местной достопримечательностью. У него охотно брали интервью, журналисты посвящали ему статьи. Работники баров знали его место, где он постоянно сидел. Клерки авиакомпаний даже получали для него письма. Внешне Нассери выглядел весьма достойно – ничто не выдавало в нем беженца, которому некуда идти. Одежда мужчины была ухоженной, усы хорошо подстриженными. Свой единственный блейзер он помещал в полиэтиленовый пакет и вешал на тележку. Остальные же вещи лежали в потрепанном чемоданчике.
Жизнь Нассери соответствовала ритму аэропорта. Мужчина просыпался в 5-30 утра, чтобы побриться в мужском туалете до прибытия пассажиров. Затем весь день беженец читал. Ночью он дожидался закрытия магазинов и снова шел в туалет чистить зубы щеткой и пастой из бесплатного туристического набора. Раз в неделю он ночью полоскал одежду в ванной. При этом Нассери никогда и никого не просил о помощи. Ему предлагали одежду, но он гордо отказывался. А вот талоны на питание и мелкие деньги беженец принимал. Нассери вовсе не бездельничал – он не только много читал, но и завел дневник, стал изучать экономику.
И хотя в 1998 году адвокат добился-таки возвращения беженцу документов, тот решил остаться жить на облюбованном месте. Это вполне объяснимо с психологической точки зрения – человек привык находиться в огромном и понятном ему «пузыре», страшась большого мира за дверями аэропорта. Всего в аэропорту иранец прожил 18 лет. Эпопея закончилась в июле 2006 года госпитализацией иранца из-за непонятной болезни. Спустя полгода Нассери выписался, какое-то время прожил в гостинице, но, в итоге, поселился в Париже.
История живущего годами в аэропорту беженца стала знаменитой еще до своего окончания. Так, французы на основе этих событий сняли в 1994 году комедийный фильм «Пропало в пути» с Жаном Рошфором. О самом Нассери сняли несколько документальных фильмов в 2000 и 2001 годах.
А британский композитор Джонатан Дава поставил современную оперу «Полет» на основе истории. В конце концов, фильм «Терминал» с Томом Хэнксом режиссера Стивена Спилберга вышел в 2004 году, хотя в материалах фильма ничего не говорится о Нассери.
В итоге стало известно, что беженец получил от продюсеров 250 тысяч долларов за право на свой рассказ. И сам прототип даже носил по аэропорту постер-афишу нового фильма – очень оригинальное пиар-решение!
Надо сказать, история длительного проживания беженца Нассери в аэропорту далеко не единичная. Подобные случаи имели место и в других аэропортах.
Смотрите также:
материал сайта yablyk.com