Помните метавселенную? Нет? Ну, ты не одинок.
Сейчас это кажется лишь слабым воспоминанием, но до того, как мания ИИ охватила Силиконовую долину, идея о том, что скоро все будут надевать гарнитуры и подключаться к «воплощенному Интернету», чтобы проводить конференц-связи и стендап-комедии, была в центре внимания в мире технологий. Это сделал основатель Facebook Марк Цукерберг.
Тем не менее, даже на пике ажиотажа опросы показали, что большинство американцев никогда даже не слышали термина «метавселенная». Это не заняло.
Для Apple это тоже хорошо, учитывая, что теперь она стремится полностью стереть метавселенную. На этой неделе самый гигантский технологический гигант анонсировала Vision Pro, гарнитуру «пространственной реальности» стоимостью 3500 долларов, ее первый крупный новый продукт за полвека. Это абсурдно высокая цена — участники конференции разработчиков Apple громко застонал, когда стоимость была прочитана — и все же что-то важное, учитывая, что фруктовая компания редко выходит на новую арену, если только она серьезно не настроена на битву.
Шаг Apple? Это может быть виртуальная реальность, но это что угодно но метавселенная. Это совершенно новая технология для ты, потребитель, который будет наслаждаться в знаменитом саду Apple, обнесенном стеной. Его демонстрация была посвящена просмотру огромных виртуальных киноэкранов в вашей гостиной и исчезновению в красивом смоделированном природном окружении. Это высокотехнологичный домашний кинотеатр для вашего лица. В отличие от других гарнитур, здесь нет ручных контроллеров — вы перемещаетесь по цифровому миру, глядя на интересующие вас объекты и сводя пальцы. Вы погружены, вас развлекают, и вы очень одиноки.
На самом деле, вы могли бы назвать набег Apple на компьютерные гарнитуры анти-метавселенная — к лучшему и к худшему.
Мало того, что ни генеральный директор Apple Тим Кук, ни кто-либо из других руководителей никогда не произносили термин «метавселенная», их видение успеха вычислений на основе гарнитуры было проклятием для мечты Цукерберга о связанном цифровом мире, наполненном трехмерными аватарами. игры и совместная работа.
Это не должно вызывать шока, учитывая, как эффектно и полностью амбиции метавселенной Facebook потерпели крах и сгорели.
Теперь, теоретически, можно увидеть отраслевую привлекательность метавселенной; почему Цукерберг был так увлечен этой идеей, и почему, в том, что войдет в историю как одна из небывалых историй о «ставить телегу впереди лошади» в анналах технологий, он переименовал свою всемирно-исторически прибыльную компанию в Meta и посвятил десятки миллиардов долларов, чтобы воплотить это в жизнь.
Сейчас это немного расплывчато, но ключевое обещание метавселенной заключалось в том, что мы не будем просматривать веб-страницы; обвенчались опыт это. И что мы испытаем это с другие обитатели метавселенной — виртуальные коллеги по офису, профессиональные дуэлянты, друзья и семья всегда были на расстоянии расширенного коридора. Демонстрация запуска Facebook была настолько разбросанной, что когда она закончилась, никто не был уверен, как все это вообще должно работать.
Что, возможно, объясняет, почему этого не произошло. На самом деле, цирк покинул город прежде, чем кто-либо успел поставить шатер. Никто на самом деле не появился на главных достопримечательностях метавселенной Меты, несмотря на неустанную рекламу Цукерберга и евангелистов венчурного капитала, и вместо них были оставлены цифровые города-призраки.
Компании, которые поспешили назначить главных директоров метавселенной в 2021 году, незаметно распустил подразделения к 2023 году. После всей неустанной пропаганды и вложенных десятков миллиардов долларов только каждый пятый американец мог даже правильно определить термин. Другой голосование обнаружил, что из тех, кто знал, что это такое, многие больше боялись того, что оно предвещало обществу, чем возбуждалось им. Как оказалось, никакая странная графика Wii в стиле 2000-х с изображением Цукерберга и Эйфелевой башни не могла этого изменить.
Что возвращает нас к Apple. Зачем бесспорному королю аппаратного пространства вообще хотеть влезать на эту территорию?
Речь может идти не только о невозвратных затратах — у Apple есть убили дорогостоящие внутренние проекты раньше, чем выпускать непопулярный и потенциально неудачный продукт. Apple должна искренне верить, что у вычислений для гарнитуры есть будущее, и что до сих пор это не выглядело как неудавшиеся фантазии о метавселенной.
Я задал вопрос Дэвиду Карпфу, профессору СМИ и связей с общественностью в Университете Джорджа Вашингтона и автору информационного бюллетеня под названием Будущее, сейчас и тогдакоторый уделил особое внимание развитию технологий гарнитуры.
«У меня двоякое мнение об этой гарнитуре, — сказал он мне. «В ближайшей перспективе, я думаю, это будет не лучше, чем Oculus/Meta Quest. Просто не так много, чтобы делать с очками Apple Goggles, а за 3500 долларов немногие купят его просто для того, чтобы повозиться». И все же, хотя он ожидает, что Vision Pro поначалу провалится, он считает, что его технические прорывы могут иметь значение через десять лет.
Обзоры Vision Pro повторяют именно этот момент — они были положительными по характеристикам, но неоднозначными по применению. Нилай Патель из The Verge похвалил разрешение и вычислительная мощность следующего уровня, плавность опыта — но все же вопрос, для чего все это может быть. «Самая совершенная демонстрация гарнитуры всех времен — это всего лишь демонстрация гарнитуры», — написал он.
Остается вопрос: что большинство людей на самом деле захотят делать с гарнитурой виртуальной реальности?
Для Меты был как минимум один ответ: играть в игры. Игры остаются ключевым драйвером для технологии VR и, по сути, пока единственным широко проверенным вариантом использования. Миллионы пользователей играют в такие игры, как «Beat Saber» и «No Man’s Sky» — это на миллионы больше, чем просто зависание в комнатах Meta’s Horizon.
Между прочим, игры, вероятно, заставили Цукерберга подумать, что метавселенная может работать: «Roblox», «Fortnite» и «Second Life» — это, по сути, двумерные метавселенные. И игры — единственное, что удерживает амбиции Меты в области виртуальной реальности от реализации. полностью. Примечательно, что игры являются социальными или, по крайней мере, парасоциальными.
Но, поставляя без контроллеров, Apple почти признает, что не заинтересована в том, чтобы заняться этим рынком. Это все о просмотре фильмов, создании приложений для медитации и работе над дизайном в дополненной реальности. В своей наименее привлекательной функции пользователи могут общаться по FaceTime с аватарами лиц пользователей из сверхъестественной долины — это действительно единственный раз, когда пользователи получают вне пространственного корпуса Apple. Там могут быть некоторые захватывающие и увлекательные программы, но вы будете испытывать их самостоятельно, только на условиях Apple.
Это два очень разных взгляда на будущее вычислений с гарнитурой; на самом деле они почти полярные противоположности. Мета стремилась к дикому, взаимосвязанному миру, в котором, теоретически, другие технологические компании будут строить метавселенные, разделяющие их собственное пространство пополам. Это должна была быть цифровая альтернативная реальность, мир бесконечных возможностей.
Проблема заключалась в том, что мало кто даже на секунду поверил, что Facebook, компания, известная тем, что собирает ваши личные данные для продажи рекламодателям и позволяет распространять токсичную дезинформацию на своей платформе, сможет создать такой мир. Видение было свернуто сразу же, а плохая графика и смущающие демоверсии только ускорили его упадок.
Подход Apple кажется более сдержанным — преодоление разрыва между iPhone и пространственной реальностью с помощью знакомых приложений и взаимодействия с помощью жестов. Тем не менее, не знаю, как вы, а когда я смотрю первый Рекламный ролик Вижн Пролюдей в самолетах, гостиных, на кухне со своими детьми, исчезающих лицом к лицу в полностью иммерсивном компьютере — том, содержимое которого мы знаем, потому что это Apple, будет строго проверяться и контролироваться — это угнетает меня.
Мы можем рискнуть предположить, как будет выглядеть антиметавселенная Apple, если прямо сейчас вытащим наши телефоны, взглянем на наши приложения и представим, что они физически существуют среди них. Для Disney+ это может быть весело на какое-то время, и то же самое с вашими фотографиями и фильмами. Почти все остальное, я уже достаточно близок к этому, спасибо. На самом деле — и я не могу представить, что я единственный — я бы не хотел исчезнуть дальше в моем телефоне.
То, что такие иммерсивные цифровые миры, будь то закрытые или открытые, будут занимать видное место, всегда было антиутопическая идеязародившийся в фантастике о киберпанке, основанный на представлении о том, что условия в реальном мире были настолько плохими, что пользователям приходилось полностью отказываться от своей реальной жизни и убегать в более плохо прорисованный симулякр.
Именно поэтому Карпф считает, что у «компьютеров на вашем лице» может быть будущее. «Если мир продолжит ухудшаться, — говорит он, — в конце концов это станет очень привлекательным».
Если видение Apple победит, опасения состоят в том, что мы все погрузимся в наши киберпанковские очки домашнего кинотеатра, потребляя контент, пока мир горит — этого почти достаточно, чтобы заставить вас желать метавселенную.