В августе прошлого года Олег Пацуля, гражданин России, проживающий недалеко от Майами, отправил электронное письмо российской авиакомпании, отрезанной от западных технологий и материалов, с заманчивым предложением.
Он мог бы помочь обойти глобальные санкции, наложенные на авиакомпанию «Россия» после вторжения России в Украину, путем перетасовки частей самолета и электроники, в которых она так отчаянно нуждалась, через сеть компаний, базирующихся во Флориде, Турции и России.
«В свете санкций, введенных против Российской Федерации, мы успешно решаем возникающие проблемы», — написал г-н Пацуля, согласно уголовному иску, поданному в пятницу в Окружной суд США в Аризоне.
Г-н Пацуля и его деловой партнер были арестованы в четверг по обвинению в нарушении экспортного контроля США и отмывании денег в международном масштабе по делу, которое иллюстрирует глобальные сети, пытающиеся помочь России обойти самые масштабные технологические меры контроля в истории.
После российского вторжения в Украину Соединенные Штаты действовали в партнерстве с почти 40 другими правительствами, чтобы ввести санкции против России, в том числе ограничить доступ Москвы к оружию, компьютерным чипам, деталям самолетов и другим продуктам, необходимым для подпитки их экономики и ведения войны. Санкции коснулись и российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота», его дочерней компании «Россия» и других.
Но, несмотря на эти далеко идущие санкции, в прошлом году в Россию были успешно отправлены тысячи партий деталей для самолетов, согласно массиву данных российской таможни, полученным The New York Times.
Данные, которые были собраны и проанализированы американским агрегатором торговых данных Import Genius, показывают, что запчасти для самолетов на десятки миллионов долларов были отправлены российским авиакомпаниям, которые явно столкнулись с санкциями администрации Байдена, в том числе авиакомпаниям «Россия», «Аэрофлот», Уральские авиалинии, S7 Airlines, Utair Aviation и авиакомпания «Победа».
Эти поставки стали возможными благодаря таким незаконным сетям, как сеть г-на Пацули, которые возникли в попытке обойти ограничения путем перетасовки товаров через ряд подставных покупателей, часто на Ближнем Востоке и в Азии.
Например, в прошлом году на склады «Аэрофлота» проскочили десятки партий медных проводов, болтов, графита и других деталей с пометкой производства Boeing в США. Они прошли через малоизвестные торговые компании, зоны свободной торговли и индустриальные парки в Объединенных Арабских Эмиратах и Китае, а затем отправились в Россию, чтобы помочь подлатать ветхий флот Аэрофлота.
Данные охватывают более 5000 отдельных поставок авиационных деталей в Россию в течение восьми месяцев в 2022 году, от простых винтов до стартеров авиационных двигателей марки Honeywell стоимостью 290 000 долларов США.
В целом это показывает, что за восемь месяцев в Россию было отправлено авиазапчастей американского производства на сумму 14,4 млн долларов, включая детали на 8,9 млн долларов, которые были произведены или зарегистрированы под торговой маркой американского производителя самолетов Boeing и проданы в Россию через третьих лиц.
Boeing заявил, что полностью соблюдал санкции США и приостановил поставку запчастей, техническое обслуживание и техническую поддержку клиентам в России в начале 2022 года. авиакомпании и ремонтные предприятия или реселлеры, торгующие утилизированными деталями.
Согласно данным, большая часть продукции направлялась через такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Китай и Мальдивы. Но несколько партий, в том числе в Россию, были отправлены напрямую из США или Европы.
Поставки также увеличились в течение прошлого года, поскольку Россия наняла глобальные компании, чтобы помочь ей обойти санкции. Тенденция предполагает, что «сетям для уклонения от санкций потребовалось время для создания сразу после борьбы с пост-экспортным контролем, но теперь они могут помочь российским авиакомпаниям получить некоторые ключевые компоненты», — сказал Уильям Джордж, директор по исследованиям в Import Genius.
Российские граждане, взятые под стражу в четверг, в мае прошлого года начали разрабатывать свою схему по отправке деталей самолетов из США в Россию в нарушение экспортных правил, говорится в уголовном иске.
Мужчин обвиняют в том, что они отправили запросы на запчасти, в том числе дорогие тормозные системы для Boeing 737, по крайней мере от трех российских авиакомпаний, в том числе двух, которым было строго запрещено покупать продукцию американского производства на основании так называемого временного запрета, изданного Министерством внутренних дел. Департамент торговли. Агенты ФБР совершили налет на квартиру, принадлежащую мужской компании, в Трамп Тауэрс в Санни-Айлс-Бич, штат Флорида, в четверг.
Адвокаты мужчин не сразу ответили на запрос о комментариях.
Несмотря на уровень уклонения от санкций, поставки самолетов в Россию остаются значительно ниже, чем до войны. Официальные лица США говорят, что российские авиакомпании были вынуждены разбирать самолеты, разбирая их на запчасти, чтобы другие оставались в эксплуатации, а также обращаясь к Ирану за техническим обслуживанием и запчастями.
По данным The Observatory of Economic Complexity, платформы визуализации данных, которая исследует динамику мировой торговли, импорт самолетов и авиационных деталей в Россию упал с 3,45 млрд долларов в год до вторжения до лишь около 286 млн долларов после него.
По данным вашингтонской некоммерческой организации Silverado Policy Accelerator, после вторжения Китай был ведущим экспортером деталей для самолетов, космических кораблей и дронов в Россию, на него приходится около половины всех поставок, за ним следует Индия.
По данным Cirium, поставщика авиационных данных, количество узкофюзеляжных самолетов, используемых в России, упало примерно на 16 процентов с лета 2021 года до лета 2022 года после вторжения. Количество более крупных двухфюзеляжных самолетов, часто используемых на международных маршрутах, сократилось примерно на 40 процентов.
Эксперты в области авиации говорят, что российским авиакомпаниям станет сложнее продолжать летать на самолетах без доступа к западным поставщикам и помощи со стороны Boeing и Airbus. Производители регулярно консультируются с авиакомпаниями для оценки повреждений и строго контролируют доступ к технической документации, которой пользуются механики.
Но пока российские авиакомпании выживают за счет международных перевозок и использования сотен иностранных самолетов, застрявших там после начала войны.
Согласно расписанию, опубликованному Cirium, в этом месяце через Россию будут совершаться десятки тысяч рейсов. Ожидается, что более 21 000 рейсов, более половины из которых выполняются российскими авиакомпаниями, будут доставлять пассажиров в страны Центральной Азии, а также в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Китай и Таиланд и обратно.
Полдюжины юристов по вопросам экспортного контроля и бывших правительственных чиновников, опрошенных The New York Times, заявили, что многие из поставок в данных Import Genius, вероятно, нарушали санкции, но производители самолетов, такие как Boeing или Airbus, не обязательно были виноваты. Цепочка авиационных поставок сложна и глобальна, и детали могут поступать из разных источников.
«Совершенно очевидно, что нарушение имеет место», — сказал Уильям Рейнш, торговый эксперт Центра стратегических и международных исследований, курировавший экспортный контроль при администрации Клинтона. «Менее очевидна виновная сторона».
Согласно данным, в прошлом году в Россию также поставлялись детали для самолетов, произведенные в Европейском союзе, в том числе те, которые отмечены как произведенные или зарегистрированные под торговой маркой Airbus.
Джастин Дубон, представитель Airbus, сказал, что компания отслеживает оригинальные детали и документацию, предоставляемую своим клиентам, и проводит комплексную проверку всех сторон, запрашивающих запасные части. Ограничения в США и Европе означают, что «нет законных путей, по которым подлинные детали самолетов, документация и услуги могут попасть к российским перевозчикам», — сказал он.
Ограничения США технически позволяют компаниям подавать заявки на получение специальной лицензии для продолжения отправки продукции российским перевозчикам из соображений «безопасности полета», но и Boeing, и Airbus заявили, что не запрашивали и не получали такую лицензию. Кроме того, в Airbus заявили, что законы ЕС запрещают ей поставлять такие товары в Россию, независимо от лицензии США.
Нынешние и бывшие официальные лица США говорят, что некоторые поставки в Россию ожидаются. Кевин Вульф, партнер юридической фирмы Akin Gump, курировавший экспортный контроль при администрации Обамы, сказал, что ограничения «никогда не смогут заблокировать все», но они по-прежнему значительно снижают возможности России.
Он добавил, что объем новых правил по-прежнему превышает существующие методы отслеживания и обеспечения соблюдения в других странах-союзниках. До вторжения в Украину торговля авиазапчастями в основном не ограничивалась США и другими странами, за исключением Ирана, Кубы, Северной Кореи и Сирии.
«Улучшается, — сказал мистер Вольф, — но все еще очень, очень далеко».
По сравнению с другими странами, которые в основном ограничивают свой контроль товарами, пересекающими их собственные границы, Соединенные Штаты не имеют себе равных в своих попытках контролировать торговлю во всем мире.
За последние три года Соединенные Штаты ввели новые технологические ограничения для России, Китая и Ирана, которые применяются экстерриториально: товары, произведенные в Соединенных Штатах или в других странах с помощью американских компонентов или технологий, подпадают под действие правил США даже при переходе из рук в руки на другом конце света.
И Соединенные Штаты, и Европейский Союз ужесточают санкции для компаний, нарушающих санкции, и направляют официальных лиц в такие страны, как Казахстан, чтобы попытаться убедить их прекратить поставки в Россию через их территорию. У правительства США есть девять сотрудников экспортного контроля, размещенных в Стамбуле, Пекине и других местах для отслеживания поставок чувствительных продуктов, и оно создает еще три офиса.
Но предоставление запчастей может быть прибыльным бизнесом. Джеймс Дисальваторе, заместитель директора Haron, фирмы, занимающейся данными и аналитикой, которая отслеживает усилия России по обходу санкций, сказал, что стоимость некоторых частей самолетов, импортированных российскими авиакомпаниями после вторжения, выросла в четыре раза или более.
«Я не думаю, что есть какой-то секрет в том, что происходит», — сказал Гэри Стэнли, эксперт по соблюдению правил торговли, который консультирует предприятия аэрокосмической и других отраслей. «Как долго у нас действуют кубинские санкции? Как долго у нас есть северокорейские санкции? Как давно у нас есть иранские санкции? Кажется, это никогда не выведет этих людей из бизнеса».