В январе 2025 года в истории авиации произошло знаковое событие: экспериментальный сверхзвуковой самолет XB-1 компании Boom Supersonic впервые преодолел звуковой барьер. Это достижение стало важным шагом к возвращению сверхзвуковых пассажирских перевозок, которые прекратились после завершения эксплуатации Concorde в 2003 году. То есть пассажирские перелеты на сверхзвуковой скорости были остановлены на более чем 20 лет. Разработчики назвали XB-1 “сыном Concorde”, подчеркивая преемственность технологии. Но что стоит за этим успехом, какие перспективы открываются для авиации, и с какими вызовами сталкиваются инженеры?
Содержание статьи
Преодоление звукового барьера: ключевые детали
Испытательный полет XB-1 состоялся 28 января 2025 года. Самолет достиг скорости свыше одного маха, трижды преодолев звуковой барьер в течение полета, который длился 34 минуты. Полет проходил на высоте 11 000 метров, где условия наиболее благоприятны для сверхзвуковых скоростей.
Этот успех знаменателен тем, что XB-1 стал первым сверхзвуковым самолетом, разработанным без государственного финансирования. Ранее такие проекты осуществлялись исключительно при участии военных или государственных структур.
Напомним, что это не первый полет XB-1. В марте 2024 года мы рассказывали, что самолет совершил важный испытательный полет. Однако до сверхзвуковой скорости самолет разогнался во время последнего испытательного полета впервые. Правда, он все еще не достиг своей максимальной скорости, которая составляет 2335 километров в час.
Что такое XB-1 и зачем он создан?
Первые гражданские сверхзвуковые самолеты были построены в конце 60-х годов. Если говорить точнее, их было всего два – Ту-144 и французский Конкорд. Несмотря на то, что они успешно эксплуатировались, гражданская сверхзвуковая авиация не получила широкого распространения. 26 ноября 2003 года, сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde совершил финальный свой полет, и с тех пор гражданская сверхзвуковая авиация вообще перестала существовать.
Но в последнее время идет речь о возобновлении пассажирских перелетов на сверхзвуковой скорости. В частности, самолет XB-1 является демонстратором технологий для будущего пассажирского лайнера Overture, который компания Boom Supersonic планирует запустить в эксплуатацию уже к 2030 году. Его цель — протестировать аэродинамические решения, двигатели и материалы, которые позволят создать безопасный, экономичный и экологически чистый сверхзвуковой самолет.
XB-1, построенный в 2024 году, стал настоящей лабораторией на крыльях. Самолет оборудован системой активного охлаждения, композитным корпусом и специально разработанными двигателями для сверхзвуковых скоростей. Он рассчитан только на одного пилота и не предназначен для перевозки пассажиров. Однако на его основе впоследствии будет создан авиалайнер, который сможет перевозить 64-80 пассажиров.
Возрождение сверхзвуковой авиации
После ухода Concorde коммерческие сверхзвуковые перелеты были забыты из-за их высокой стоимости и экологических проблем. Однако в последние годы интерес к этим технологиям возродился благодаря стремлению сократить время межконтинентальных перелетов.
Boom Supersonic планирует, что пассажирский лайнер Overture сможет перевозить от 64 до 80 пассажиров на скорости 1,7 Маха. Это позволит, например, сократить полет из Нью-Йорка в Лондон до 3,5 часов. Компания уже получила заказы на 130 самолетов от таких авиакомпаний, как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines.
С какими сложностями столкнулся проект
Несмотря на успешные испытания XB-1, проект сверхзвуковых лайнеров сталкивается с рядом вызовов. Прежде всего, это стоимость эксплуатации сверхзвуковых самолетов значительно выше, чем у обычных лайнеров, из-за больших затрат на топливо и обслуживание.
Также сверхзвуковые полеты требуют больших затрат топлива, что увеличивает выбросы углекислого газа. Однако Boom Supersonic обещает, что Overture будет использовать биотопливо, сокращающее углеродный след.
И конечно же, еще одним важным вызовом является полет на сверхзвуковой скорости, который сопровождается сильным звуковым ударом на земле. Собственно говоря, это является одной из причин, по которой полеты и были приостановлены. В настоящее время уже существуют технологии, которые позволяют минимизировать шум. В частности, экспериментальный самолет НАСА X-59 не издает характерного хлопка, о чем мы рассказывали ранее.
Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!
Но, в любом случае, нынешний испытательный полет XB-1 стал важной вехой в развитии авиации. Он подтвердил, что сверхзвуковые технологии все еще имеют перспективы и могут найти применение в коммерческих авиаперевозках будущего. Успешные испытания вдохновляют инженеров на новые достижения и дают надежду, что уже через несколько лет путешествия на скорости звука станут реальностью.