Полупроводники являются основой всего, от систем вооружений до технологий, ежедневно используемых потребителями и предприятиями. Нынешний дефицит выявил пробелы и уязвимости во всей глобальной системе поставок полупроводников.
Этот дефицит отражает множество факторов, включая значительные нарушения спроса и предложения, вызванные пандемией, а также торговые ограничения США с Китаем. Любое количество причин может вызвать дефицит в будущем.
Ради национальной и экономической безопасности Соединенным Штатам нужна многогранная стратегия для обеспечения конкурентоспособных, устойчивых, безопасных и устойчивых поставок полупроводников. Такая стратегия должна охватывать все части отрасли — от проектирования, изготовления, сборки и упаковки до материалов и производственного оборудования.
Это не означает национальной автономии в полупроводниковом секторе. Эта цель была бы невыполнима и экономически нерациональна, учитывая сложную глобальную систему снабжения и разброс отраслевых знаний, талантов и производства. На самом деле это означает, что США должны тесно сотрудничать с Европейским Союзом, Японией, Сингапуром, Израилем и другими странами, которые составляют основу их базы снабжения.
Стратегия также не означает запрещение Китаю покупать или продавать полупроводники на мировых рынках или препятствовать Китаю развивать свою собственную полупроводниковую промышленность способами, которые не нарушают правила глобальной торговли и инвестиций. Превращение торговых и инвестиционных ограничений в оружие, чтобы помешать долгосрочным целям Китая в области производства полупроводников, было бы контрпродуктивным. Это нарушит мировые поставки, увеличит цены на полупроводники, усугубит дефицит и укрепит решимость Китая действовать быстрее для достижения автономии.
Однако успешный подход требует от США и их союзников сохранения конкурентного преимущества перед — в отношении Китая, в том числе посредством скоординированной торговой и инвестиционной политики для сдерживания растущих угроз безопасности, которые Китай представляет в системе поставок полупроводников.
Как отмечается в недавнем анализе администрации Байдена, хотя компании со штаб-квартирами в США и Европе сохраняют значительные позиции и рычаги влияния в отрасли, большая часть производства микросхем перемещена из США. Что касается передовых микросхем, США и их союзники в значительной степени полагаются на Taiwan Semiconductor Manufacturing Co., которая занимает доминирующее положение на рынке. В отношении более дешевых товарных чипов они все больше полагаются на других производителей в Тайване, Южной Корее и Китае.
Поскольку производство в значительной степени сосредоточено в Азии, устойчивости цепочки поставок угрожает растущая геополитическая напряженность в отношениях с Китаем. Главным приоритетом должно быть расширение конкурентоспособных производственных возможностей американских компаний и иностранных компаний, расположенных в США
К счастью, у частного сектора есть многообещающие планы сделать это. Intel, например, возобновила производство передовых микросхем внутри страны, а Taiwan Semiconductor и Samsung объявили о планах по строительству производственных мощностей в США. ЕС также намерен расширять собственное производство полупроводников, что в случае успеха сделать глобальную систему более конкурентоспособной, устойчивой и безопасной.
Помимо поддержания поставок микросхем, ведущие литейные предприятия играют решающую роль в стимулировании конкуренции и инноваций во всей системе поставок. Состояние литейных технологий подсказывает проектным компаниям, что можно построить сейчас и какие возможности они могут ожидать в будущем.
Чтобы помочь расширить возможности внутреннего производства, президент Байден призвал вложить 50 миллиардов долларов в полупроводниковую промышленность и Сенат принял законопроект, который включает щедрые возмещаемые налоговые льготы и федеральный фонд, соответствующий государственным и местным налоговым льготам для инвестиций в производство полупроводников.
Эффективность этих инструментов будет зависеть от того, как будут нацелены стимулы и как распределяются средства. Существует опасность того, что щедрая фискальная поддержка приведет к субсидированию частных инвестиций, которые уже планируются в ответ на растущий спрос. Мы можем обнаружить, что обычные фискальные инструменты не подходят для этой задачи и что необходимы нестандартные подходы. Обеспечение производства в США микросхем, разработанных и используемых в оборонных и военных целях, будет особой проблемой.
Признавая, что отказоустойчивые и безопасные поставки микросхем также зависят от инноваций, администрация Байдена и Сенат призвали к значительному увеличению финансирования исследований и разработок. Как фундаментальные, так и доконкурентные исследования полупроводников становятся все более безграничным процессом, а это означает, что эффективность инвестиций США будет зависеть от сотрудничества с союзниками и участия их компаний.
Наконец, пока США продолжают лидировать в общие исследования и разработки полупроводников, их способность создавать прототипы и масштабировать инновации были ограничены «долиной смерти от лаборатории к фабрике». Прорывные проекты, которые могут оказаться жизнеспособными в исследовательских лабораториях, часто непомерно дороги для демонстрации, что оставляет их без частных инвестиций, необходимых для достижения масштаба. Один из способов решения этой проблемы — это государственно-частное партнерство в области НИОКР для распределения оборудования и других затрат между участниками. Возможно, аналогичный подход «общего пользования» можно было бы распространить и на производство микросхем.
В то время как тактика ответной политики в области полупроводников может быть предметом споров, необходимость в ней, безусловно, не вызывает сомнений.
Лаура Тайсон, бывший председатель Совета экономических консультантов при президенте, является профессором аспирантуры Школы бизнеса Хааса и председателем Попечительского совета Центра Блюма в Калифорнийском университете в Беркли. Джон Зисман, профессор политологии Калифорнийского университета в Беркли, является соучредителем Круглого стола по международной экономике в Беркли.