Возможно, это было упущено, но совет директоров Boeing оказал Wells Fargo большую услугу в 2019 году; это дало директорам Уэллса реальную конкуренцию в гонке за наихудший провал лидерства среди крупных американских корпоративных советов.
Разумеется, провал произошел из-за эпической катастрофы: две аварии авиалайнеров Boeing 737 Max, стоившие жизнь 346 пассажиров и членов экипажа. Аварии объясняются ненадлежащим проектированием, безответственными договоренностями по сокращению расходов и возлюбленными с государственными регуляторами — все аспекты управления, относящиеся к юрисдикции совета директоров.
Самым ярким признаком неисполнения обязанностей Совета не является что аварии и их основные факторы произошли в первую очередь, но директора не начали действовать после первой аварии, в октябре 2018 года или сразу после второй, в марте. Это говорит о том, что совет директоров Boeing не считает, что его обязанности выходят за пределы прибыли компании и других заинтересованных сторон, включая авиакомпании как ее прямых клиентов и широкую публику как ее конечных клиентов.
Это наиболее существенная доска 1990-х годов. Это генеральные директора и светила, но никто с таким опытом, который вам действительно нужен.
Эксперт по корпоративному управлению Нелл Минов
«Совет директоров не предпринял никаких действий после первого крушения», — замечает ветеран эксперт по корпоративному управлению Нелл Миноу. «Это непростительно».
В том же смысле правление Wells Fargo, по-видимому, рассматривало извержение закулисной деловой практики в своих отделах розничного банкинга как дисциплинарные проблемы, которые должны быть решены руководством, а не как нарушение интересов своих клиентов.
Несмотря на то, что в американской корпоративной парадигме доллар останавливается на совете директоров, именно исполнительный директор Деннис Муйленбург уже взял на себя вину. Правление свергло Муйленбург 23 декабря. Он не уйдет с пустыми руками. В соответствии с американской корпоративной традицией заработная плата его отказа может составить более 50 миллионов долларов в виде выходных пособий, отсроченных компенсаций, выплат пенсий и премий за результаты работы.
Это размер фонда, который Boeing планирует создать для семей из 346 погибших в двух авариях. Компания заявляет, что потратит еще 50 миллионов долларов на «общественные программы и экономическое развитие затронутых сообществ».
Но кризис все еще разворачивается. Все самолеты 737 Max заземлены в ожидании летного годового сигнала от Федерального управления гражданской авиации, который, по-видимому, совсем не неизбежен. Boeing приостанавливает сборочную линию 737 Max в Рентоне, штат Вашингтон, и не дает своим клиентам авиакомпании четких сигналов о том, когда самолет сможет снова летать.
Отношения с FAA, уют которого мог способствовать неудачным инженерным решениям, которые привели к появлению дефектного самолета, серьезно ухудшились.
По оценкам компании, фиаско может стоить около 10 миллиардов долларов, не считая продаж, потерянных для своего единственного крупного конкурента, Airbus. Это вряд ли разрушит компанию, но «Боинг» будет страдать от дела 737 Макса в течение многих лет. Тем не менее, совет директоров, который наблюдал за этим бедствием, не выполняет своих обязанностей.
Муйленбург будет заменен в качестве генерального директора членом правления Дэвидом Калхуном, руководителем частной инвестиционной компании Blackstone Group, которая впервые присоединилась к совету директоров в 2009 году. Калхун стал неисполнительным председателем Boeing в октябре, когда совет директоров разделил должности председателя и генерального директора; его сменит на этом посту Лоуренс Кельнер, бывший председатель и главный исполнительный директор Continental Airlines, который является членом совета директоров с 2011 года.
Недостатки правления Boeing, возможно, установили стандарт