В четверг General Motors заявила, что примет технологию Tesla для зарядки своих электромобилей, в том числе продаст модели, в которых используются вилки, впервые разработанные Tesla.
Объявление, сделанное через две недели после того, как Ford заключила аналогичное соглашение, вероятно, сделает вилки Tesla отраслевым стандартом и заставит компании, которые стремятся построить аналогичные сети, по мере роста продаж электромобилей. Соглашения означают, что владельцы автомобилей Ford и GM смогут использовать зарядные устройства Tesla, которые часто являются единственными доступными во многих местах и имеют репутацию надежных.
«Это действительно почти удваивает доступ к зарядным устройствам для клиентов GM», — сказала Мэри Т. Барра, исполнительный директор автопроизводителя, во время потоковой передачи. Разговор в Твиттере с Илоном Маском, исполнительным директором Tesla и владельцем Twitter.
Г-н Маск сказал, что сделка «будет иметь большое значение для продвижения внедрения электромобилей».
Но это может вызвать опасения, что Tesla, которая уже доминирует в продажах электромобилей, может сокрушить конкурентов в быстрорастущем бизнесе зарядки.
В то время как GM получит доступ к большему количеству зарядных устройств, Tesla будет зарабатывать деньги на продаже энергии владельцам моделей, произведенных другими автопроизводителями. Tesla взимает с владельцев этих автомобилей более высокие ставки, чем с владельцев собственных автомобилей. Компании по производству электромобилей также необходимо открыть свою сеть, чтобы получить право на получение части из 7,5 миллиардов долларов, которые федеральное правительство тратит на ускорение строительства зарядных станций.
Приняв стандарт зарядки Tesla, Ford и GM также рискуют стать зависимыми от своего самого грозного конкурента. Ни один из автопроизводителей из Мичигана не продает столько электромобилей, сколько Tesla, и ни один из них не управляет сетью зарядных станций.
Соглашение также несет риски для Tesla. Популярность ее автомобилей создала заторы на зарядных станциях компании в некоторых городах и на некоторых автомагистралях. Владельцев Tesla может раздражать, что теперь им придется стоять в очереди за автомобилями Ford и GM.
«Я не думаю, что владельцам Tesla будет приятно наблюдать за зарядкой Ford Mustang Mach-E, пока они стоят в очереди», — сказал Бен Роуз, президент Battle Road Research, который следит за автомобильной промышленностью.
Битва между зарядными штекерами Tesla и теми, которые в настоящее время используются Ford, GM и другими автопроизводителями, напоминает конкуренцию между видеокассетами Betamax и VHS в 1980-х годах. VHS в конечном итоге выиграл битву.
С одной стороны, конкуренция между стандартами представляет собой сложную техническую проблему, когда каждая сторона утверждает, что ее вилка является лучшим выбором. Но это может иметь долгосрочные последствия для миллионов людей, которые, как ожидается, перейдут на электромобили в ближайшие годы.
Tesla продает автомобили с вилкой, известной как Североамериканский стандарт зарядки. Ford, GM и большинство других автопроизводителей продавали автомобили с вилками, использующими вилку комбинированной системы зарядки. Эти двое несовместимы.
Быстрые зарядные устройства, предлагаемые такими компаниями, как EVGo или Electrify America, обычно имеют обе вилки и могут заряжать Tesla, а также автомобили производителей, использующих CCS, включая Mercedes-Benz, Volkswagen и Volvo. На протяжении большей части своей примерно 10-летней истории сеть Tesla была закрыта для автомобилей других производителей, но недавно компания разрешила другим автомобилям использовать некоторые из своих зарядных устройств.
Реакция конкурентов в четверг была сдержанной. «Мы поддерживаем все шаги, направленные на увеличение внедрения электромобилей», — заявил по электронной почте Брендан Джонс, исполнительный директор Blink Charging. Он добавил: «Мы внимательно следим за рынком и внесем коррективы, если сочтем это необходимым».
Инвесторы приветствовали сделку. Цены на акции Tesla и GM выросли примерно на 3 процента на расширенных торгах в четверг.
Этот год обещает стать решающим для амбиций GM в отношении электромобилей. Через несколько недель компания предложит аккумуляторную версию своего пикапа Chevrolet Silverado. Компания также планирует представить электрические модели внедорожников Blazer и Equinox.
Ford работает над ускорением производства электрического F-150 Lightning на заводе в Дирборне, штат Мичиган.
Г-н Маск сказал во время разговора с г-жой Барра, что Tesla не будет использовать свой контроль над крупнейшей в стране сетью зарядных станций, чтобы поставить конкурентов в невыгодное положение. Но если стандарт Tesla станет доминирующим, другие операторы будут полагаться на информацию, необходимую им для производства и установки зарядных сетей, у конкурентов.
Джонатан Леви, коммерческий директор EVgo, сказал, что компания надеется, что североамериканский стандарт «будет опубликован таким образом, чтобы поставщики в отрасли имели доступ к расширению возможностей зарядки для водителей электромобилей».
С начала 2024 года владельцы электромобилей Ford и GM смогут покупать адаптеры для подключения к быстрым зарядным устройствам Tesla. В 2025 году обе компании планируют продавать автомобили, предназначенные для использования североамериканской вилки Tesla. Владельцам потребуется адаптер для подключения к зарядным устройствам CCS.
Объединившись с главным соперником, Ford и GM признали, что им нужна сеть Tesla для продажи электромобилей.
«Надежная, широко распространенная общественная зарядка является ключевым фактором для масштабирования внедрения электромобилей», — сказал Джим Фарли, исполнительный директор Ford, в электронном письме, когда компания объявила о своем соглашении с Tesla в прошлом месяце. «Сеть Tesla Supercharger доказала свою надежность и уже установила коридоры зарядки в США и Канаде».