Дон Бейтман, инженер, который изобрел устройство в кабине, которое предупреждает пилотов самолетов с помощью цветных дисплеев и страшных звуковых сигналов, таких как «Осторожно, земля!» и «Подтянись!» когда им угрожает опасность врезаться в горы, здания или воду — нововведение, которое, вероятно, спасло тысячи жизней, — умер 21 мая в своем доме в Белвью, штат Вашингтон. Ему был 91 год.
Его дочь Кэтрин Маккаслин сказала, что причиной стали осложнения болезни Паркинсона.
Система предупреждения о сближении с землей, над которой г-н Бейтман начал работать в конце 1960-х годов и которая продолжала совершенствоваться до тех пор, пока он не ушел из Honeywell International в 2016 году, предупреждает пилотов от случайного столкновения с землей или водой из-за плохой видимости и плохой погоды. частая причина гибели пассажиров.
Эта категория авиакатастроф почти устранена. Согласно данным, собранным Boeing о коммерческих самолетах по всему миру, с 2011 по 2020 год произошло всего шесть таких происшествий, в результате которых на борту погибло 229 человек, по сравнению с 17 авариями с 2001 по 2010 год, в результате которых погибло 1007 человек, и 27 авариями с 1991 по 2000 год. убито 2237 человек.
«Дон Бейтман и его команда, вероятно, спасли больше жизней с помощью технологий систем безопасности, чем кто-либо другой в истории авиации», — написал в электронном письме Чарли Перейра, бывший старший аэрокосмический инженер Национального совета по безопасности на транспорте, оценивая это число в тысячи.
«Он был очень страстным», — добавил г-н Перейра. «Он был типичным инженером с защитным карманом, карандашами и ручками, но он научил меня, что значит быть инженером по технике безопасности».
Г-н Бейтман был занесен в Национальный зал славы изобретателей в 2005 году и получил Национальную медаль за технологии и инновации от президента Барака Обамы в 2011 году за разработку и продвижение «датчиков безопасности полетов, таких как системы предупреждения о сближении с землей и обнаружения сдвига ветра, теперь используется более чем в 55 000 самолетов по всему миру».
Боб Чемпион, бывший научный сотрудник Honeywell, работавший с г-ном Бейтманом, сказал в телефонном интервью: «У Дона была настоящая страсть к спасению жизней. Он был персиком, но за закрытыми дверями, когда мы обсуждали ситуацию, он мог быть питбулем».
Мистер Бейтман был самостоятельным пилотом на одномоторной Cessna 182.
«Он никогда не терял своего детского интереса к полетам, — сказала г-жа Маккаслин по телефону. «Он проделал большую работу, начиная с 40-летнего возраста. Он начал летать и бегать в 40 лет и пробежал 50 марафонов. И у него был последний ребенок в 54 года».
Чарльз Дональд Бейтман родился 8 марта 1932 года в Саскатуне, Саскачеван. Его отец, Джордж, ремонтировал часы и владел ювелирным магазином. Его мать, Глэдис (Ноэль) Бейтман, была домохозяйкой. Они развелись после Второй мировой войны.
Интерес Дона к безопасности авиаперевозок проявился, когда ему было 9 лет, когда один из его друзей выглянул из окна своего класса в Саскатуне и увидел обломки и то, что казалось людьми, падающими с неба. В воздухе столкнулись два военных самолета, на борту которых находились 10 человек. Дон и его друг улизнули из школы пораньше и поспешили к месту крушения.
«Я никогда раньше не видел человеческой крови, — сказал он The Seattle Times в 2012 году. — Это было ужасно».
После окончания Университета Саскачевана в 1956 году со степенью бакалавра в области электротехники и электроники г-н Бейтман работал техником по ремонту телевизоров и владел мастерской по ремонту телевизоров. Он был принят на работу в Boeing в 1958 году, а два года спустя перешел в United Control, компанию по производству электроники для самолетов. Бизнес компании по производству авиационных приборов теперь является частью Honeywell.
Г-н Бейтман рассказал Национальному фонду медалей в области науки и технологий в 2011 году, что в конце 1960-х годов почти каждый месяц происходили несчастные случаи со смертельным исходом, во время которых пилот «влетал во что-то, например, в гору, или проезжал мимо взлетно-посадочной полосы».
В то время пилоты использовали высотомер, который измерял высоту, карты местности и визуальные подсказки, чтобы избежать несчастных случаев. «Но в условиях плохой видимости и облачности эти сигналы были менее эффективны», — сказал в интервью доктор Хасан Шахиди, президент Фонда безопасности полетов.
Будучи преисполнен решимости что-то сделать, г-н Бейтман разработал и в 1974 году запатентовал свою первую систему предупреждения о сближении с землей: небольшую коробку, которая объединяла данные с самолета, включая радиолокационный высотомер и индикатор воздушной скорости, и давала пилоту 15-секундное предупреждение. приближающегося опасного состояния.
Устройство использовалось ограниченно в 1971 году, когда рейс 1866 Alaska Airlines — реактивный самолет Boeing 727, в котором использовалась ранняя версия системы — врезался в покрытую туманом гору в районе Чилкат на Аляске при подходе к посадке в Джуно, США. капитал. Все 111 человек на борту погибли.
Две недели спустя г-н Бейтман проследовал тем же путем рейса 1866, что и пассажир небольшого самолета, оснащенного его устройством. Сигнал тревоги прозвучал за несколько секунд до конца, что дало пилоту достаточно времени, чтобы улететь в безопасное место. Но г-н Бейтман понял, что пилот Alaska Airlines не успел среагировать.
«Я был разочарован, — сказал он Bloomberg.com в 2016 году. — Нам нужно было добиться большего».
Он сделал. В 1974 году система была достаточно улучшена, обеспечивая более ранние предупреждения, и Федеральное авиационное управление потребовало ее установки на все отечественные самолеты. Агентство приняло меры после того, как в том же году самолет TWA врезался в лесной склон в Вирджинии, в результате чего погибли 92 человека. Этот инцидент побудил группу Конгресса раскритиковать агентство за задержку мер по повышению безопасности авиакомпаний.
В 1990-х система значительно улучшилась. Инженеры, работавшие с г-ном Бейтманом, добавили GPS и важные данные о местности, в том числе топографические карты Восточной Европы и Китая, которые были нанесены на карту Советским Союзом еще в 1920-х годах; они были приобретены в России по просьбе г-на Бейтмана.
«Как инженеры мы знали, что если бы мы могли получить данные о местности, мы могли бы сделать очень много», — сказал он The Seattle Times.
Важно отметить, что переименованная Enhanced Ground Proximity Warning System, или EGPWS, давала пилотам двухминутное предупреждение о препятствиях впереди. В 2000 году, после того как многие крупные коммерческие авиакомпании уже начали использовать эту систему, FAA потребовало, чтобы она была установлена на всех зарегистрированных самолетах с газотурбинными двигателями и шестью и более пассажирскими местами.
Помимо г-жи Маккаслин, у г-на Бейтмана осталась жена Мэри (Контрерас) Бейтман; еще одна дочь Венди Бастиан; два сына, Грег и Патрик; восемь внуков; и двое правнуков. Его брак с Джоан Берни закончился разводом. Третий сын, Дэн, умер в 1988 году.
В 2015 году г-н Бейтман написал в журнале Hindsight, издании по безопасности авиакомпаний, о шести недавних инцидентах, расследованных независимо, в которых система предупреждения предотвратила катастрофу.
В 2014 году, например, экипаж двухмоторного турбовинтового Saab 2000 потерял управление самолетом недалеко от Самбурга, Шотландия, после того, как не смог распознать, что автопилот все еще был включен после удара молнии. Но, как писал г-н Бейтман, экипаж «оправился от высокой скорости снижения к поверхности моря после появления предупреждений EGPWS».