Во всем мире сборочные конвейеры автомобилей затихают, рабочие простаивают, а автостоянки у дилеров выглядят пустыми.
A Нехватка полупроводников, крошечных, но важных микросхем, используемых для калибровки впрыска топлива в автомобилях, запуска информационно-развлекательных систем или обеспечения мозгов для круиз-контроля, перевернула автомобилестроение.
Завод General Motors в Канзас-Сити был закрыт в феврале из-за отсутствия фишек и до сих пор не открылся. Mercedes-Benz начал копить фишки для дорогих моделей и временно закрывает заводы, производящие седаны C-класса по более низким ценам. В этом месяце Porsche предупредил дилеров в Соединенных Штатах, что покупателям, возможно, придется подождать еще 12 недель, чтобы получить свои автомобили, потому что у них нет чипа, используемого для контроля давления в шинах.
Французский автопроизводитель Peugeot, входящий в недавно созданную компанию. сформировала империю автопроизводителей Stellantis, зашла так далеко, что заменила в некоторых моделях цифровые спидометры старомодными аналоговыми.
Хуже не могло быть время. Спрос на автомобили сильно восстановился после спада пандемии, и потребители готовы тратить деньги, которые они сэкономили за последний год, стремясь избежать самолетов, совершая поездки. Предложение полупроводников лишает автопроизводителей возможности восполнить потерянные продажи.
«У нас уже есть стабильная ситуация со спросом, которую больше сдерживает проблема полупроводников, чем что-либо еще», — Ола Каллениус, исполнительный директор из Daimler, сказал в интервью.
Некоторые автопроизводители, такие как Renault, начали сортировку своих чипов, зарезервировав их для более дорогих моделей, которые приносят больше прибыли. «Мы пытаемся найти разумный способ расставить приоритеты в отношении автомобилей с более высокой маржой», — сказала аналитикам Клотильда Дельбос, заместитель генерального директора Renault.
Некоторым покупателям может повезти, что они заберут домой новый автомобиль. , но может не хватать опций, использующих специализированные микросхемы. Porsche заявила дилерам в США, что в течение нескольких месяцев не сможет поставлять высококачественные сиденья в Macan S.U.V. который можно отрегулировать 18 различными способами, популярное обновление. Необходимые микросхемы недоступны.
Одна из основных причин, по которой автопроизводители не могут найти достаточно микросхем, заключается в том, что производители полупроводников отдают предпочтение производителям смартфонов, игровых приставок и другой бытовой электроники, которые, как правило, имеют большее значение. прибыльные клиенты
Современный автомобиль может легко иметь более 3000 чипов. Но на автомобили приходится крошечная доля спроса на чипы. Тайваньская компания по производству полупроводников, или TSMC, является одним из немногих производителей разнообразных микросхем, жизненно важных для автомобилестроения, но, по данным немецкой консалтинговой фирмы Roland Berger, в 2020 году на долю автопроизводителей приходилось лишь 3% продаж компании.
Наиболее важными клиентами TSMC являются производители смартфонов, на долю которых приходится половина продаж. Смартфонов намного больше, чем автомобилей. В 2019 году, до того как пандемия разрушила мировую экономику, автомобильные заводы выпустили 93 миллиона автомобилей по сравнению с производством смартфонов в 1,4 миллиарда единиц.
В целом сократилась нехватка микросхем и другие проблемы в цепочке поставок. по данным IHS Markit, консультационной компании.
Эта проблема стала проблемой для политических лидеров в Вашингтоне и других столицах.
Питер Министр экономики Германии Альтмайер недавно обратился к своему коллеге в Тайване, мировом центре производителей полупроводников, и спросил в стольких словах, не мог ли тайваньский министр избавиться от нескольких чипов, срочно необходимых немецким автопроизводителям.
Нехватка микросхем «стала серьезной проблемой для производителей, особенно для автомобильной промышленности», — предупредила группа немецких институтов экономических исследований в совместном отчете в этом месяце [1945]. 9004]
Сегодня в бизнесе
Кризис показал не только то, насколько автомобильная промышленность зависит от нескольких поставщиков, но и насколько она уязвима к сбоям. В прошлом месяце менеджеры цепочки поставок содрогнулись, когда ранним утром пожар остановил производство на фабрике, принадлежащей Renesas Electronics, в Хитачинаке, Япония, к северу от Токио. Renesas является важным поставщиком микросхем, используемых для контроля работы тормозов, управления усилителем рулевого управления, срабатывания подушек безопасности и для многих других задач.
Погода также сыграла свою роль. Штормы в Техасе в начале года привели к временной остановке трех заводов по производству полупроводников. В своем недавнем отчете аналитики IHS Markit предупредили, что Тайвань переживает сильную засуху. Для производства чипов требуется большое количество очень чистой воды.
Даже без пандемии и сбоев в цепочке поставок автомобильная промышленность находится в смятении. В Соединенных Штатах продажи практически не изменились с начала 2000-х годов. Маржа прибыли невелика. Некоторые крупные автопроизводители могут не пережить переход на электромобили.
«Если бы я был производителем микросхем, я бы не стал инвестировать в новый завод, если бы не получил бесплатные деньги от правительства», — сказал МанМохан С. Содхи. , который преподает управление цепочками поставок в бизнес-школе в Сити, Лондонский университет.
Возможно, появятся свободные деньги. В этом месяце Белый дом провел саммит по проблеме нехватки микросхем и предложил выделить 50 миллиардов долларов в фонды инфраструктуры, чтобы обратить вспять сокращение доли производства микросхем, которое происходит на американских берегах. Но новые фабрики по производству микросхем не могут быть построены достаточно быстро, чтобы решить немедленную нехватку.
И если правительственные субсидии не убедят их в обратном, производители полупроводников и другие поставщики, вероятно, построят любые новые заводы в Китае или рядом с ним, что является крупнейший автомобильный рынок и, в отличие от США и Европы, неуклонно растет.
Совершенно не ясно, как долго может продлиться голод чипов. Г-н Содхи сказал, что он подозревал, что производители микросхем преувеличивают нехватку, чтобы получить субсидии от правительств, и что кризис может закончиться через месяц.
Консультанты по автомобильной промышленности в Roland Berger настроены более пессимистично, говоря, что дефицит может длиться весь год.
В четверг г-жа Дельбос из Renault заявила, что «видимость ухудшается» для определения конца кризиса чипов ». поскольку новости меняются с каждым днем ».
Тем временем автопроизводители импровизируют, пытаясь минимизировать ущерб. Подразделение Daimler Mercedes выделяет скудные чипы на свои самые дорогие модели, такие как электрический роскошный седан EQS, который компания представила в этом месяце, который, как ожидается, будет стоить около 100 000 долларов.
Сортировка побудила Daimler временно закрыть заводы в Германии. которые производят седаны C-класса по более низкой цене. Большинство из 18 500 рабочих на заводах уволены до конца апреля, хотя они будут продолжать получать субсидируемую государством оплату за «короткую работу».
Аналогичным образом Volkswagen сократил производство на заводах в Германии, которые производит седаны и другие модели с двигателем внутреннего сгорания, а также один в Мексике, где компания производит внедорожники Tiguan для американского рынка. Но завод в Цвикау, Германия, который производит седаны ID.3 и внедорожники ID.4, авангард стремления Volkswagen доминировать на развивающемся рынке электромобилей, по словам компании, не пострадал.
General Motors, которой с начала года пришлось временно остановить производство на полдюжине заводов, в некоторых случаях производила автомобили без электрических компонентов и парковочных мест. их, пока детали не будут доступны. Ford Motor заявил в среду, что из-за нехватки микросхем несколько заводов в США будут простаивать дольше, чем ожидалось.
ранее парализованные сбоями в цепочке поставок. Г-н Каллениус вспомнил эпизод, когда ураган обрушился на Пуэрто-Рико и остановил производство на заводе, который, к его удивлению и почти всем остальным, был единственным источником покрытия, необходимого для некоторых видов автомобильной электроники.
Автомобили состоят из десятков тысяч деталей и так много уровней поставщиков, субпоставщиков и субпоставщиков, что даже автопроизводители не могут отслеживать происхождение каждого компонента.
Экономика отрасли такова, что выживают только поставщики с наибольшим объемом. Более мелкие поставщики, как правило, вымирают, потому что они не могут производить детали или материалы так же дешево, как крупные игроки, в результате чего отрасль зависит от одного или двух производителей топливопроводов высокого давления, например, или определенного специального пластика.
Нынешний дефицит полупроводников, возможно, не последний. Ожидается, что в ближайшие годы потребность автомобильной промышленности в полупроводниках резко возрастет из-за функций автономного вождения и растущей популярности электромобилей, которые больше зависят от программного обеспечения, чем от двигателей внутреннего сгорания.
Mr. Однако Каллениус сказал, что не самые сложные чипы сейчас вызывают у него головную боль. «Нам не хватает самых простых чипов, которые могут стоить всего центы или доллары», — сказал он. «Это удерживает нас от создания продукта стоимостью 75 000 долларов».