До того, как появился Бипл, был Уильям Шатнер.
В июле актер, певец и TekWar из «Звездного пути» »Автор создал серию коллекционных карточек с изображениями из своей карьеры — телеграмму от продюсера, фото с его первой модельной фотосессии, рентгеновский снимок своих зубов — и внес их в список уникальных цифровых токенов для продажи в Интернете.
В течение девяти минут весь тираж из 125 000 жетонов был распродан примерно по 1 доллару каждый. В то время цифровые артефакты, не представляющие реальной ценности, казались большими деньгами.
Теперь не так много.
Такие токены, известные как NFT, в последние недели стали популярными в условиях экологически разрушительного спекулятивного пузыря или многообещающей новой модели финансирования искусства и средств массовой информации, в зависимости от того, кого вы спросите.
За несколько месяцев, прошедших с момента появления на рынке токенов Шатнера, возникли компании, создающие коллекционные карточки из популярных клипов НБА, и артисты поспешили нажиться на этом увлечении. В четверг цифровой коллаж художника-графика Майка Винкельмана, известного под брендом Beeple, был продан на аукционе Christie’s за 69 миллионов долларов. Аукционный дом объявил Винкельмана «одним из трех самых ценных художников из жизни», но растущая стоимость его работ — совсем недавно, в прошлом месяце работы стоили однозначные миллионы — отражает более широкое безумие вокруг всего, что связано с NFT.
Основная идея технологии довольно проста. NFT — что означает невзаимозаменяемый токен — подобен сертификату подлинности объекта, реального или виртуального. Уникальный цифровой файл хранится в сети блокчейнов, при этом любые изменения прав собственности проверяются всемирной сетью и общедоступны. Это означает, что цепочка хранения помечена в самом файле постоянно, и обменять на подделку практически невозможно.
Напротив, биткойны и другие криптовалюты являются взаимозаменяемыми токенами; Как и доллар США, любой биткойн равен любому другому, а NFT — единственные в своем роде. Большинство продаж NFT на сегодняшний день было совершено в криптовалютах, таких как эфир, и зарегистрировано в связанной цепочке блоков эфириума, хотя это не является обязательным требованием формы.
Файл NFT не содержит цифрового произведения искусства, видеоклипа или самой карты Шатнера. Это просто своего рода договор, в котором говорится, что «владелец этого NFT владеет другим цифровым файлом», часто со ссылкой на сам файл искусства. NFT также можно использовать в качестве неподдельных цифровых билетов на мероприятия или даже в качестве записей о праве собственности на продажу собственности — все, что они на самом деле представляют, представляют собой уникальные фрагменты кода с прикрепленной цепочкой проверяемых титулов.
A игра под названием CryptoKitties использовала эту технологию на ранней стадии. С 2017 года пользователи могут покупать и продавать коллекционные NFT, привязанные к отдельным виртуальным кошкам, и к началу 2018 года цены выросли до шестизначных цифр. Та же компания, что стоит за CryptoKitties, Dapper Labs, также стоит за быстро развивающейся компанией Top Shot по производству коллекционных клипов NBA. , который продал 230 миллионов долларов в виде NFT, связанных с баскетбольными событиями с октября по январь.
Привлекательность NFT для коллекционеров очевидна: вместо того, чтобы полагаться на судебно-медицинскую экспертизу или разрозненные документы, чтобы доказать, что произведение искусства или торговля карта — реальная сделка, аутентификация закодирована в самом файле NFT.
Привлекательность NFT, которые в настоящее время покупаются и продаются за миллионы, менее интуитивно понятна. Файл NFT сам по себе не является физической торговой картой, которую кто-то может оценить из-за ее редкости в историческом производственном цикле или захотеть завершить коллекцию. И это не произведение искусства, не говоря уже о знаменитом произведении искусства, имеющем репутацию объекта красоты или исторического интереса. А в случае с цифровыми файлами, которые сегодня обычно прикрепляются к NFT, любой может в любое время посмотреть одни и те же самые яркие моменты баскетбола или сохранить копию того же цифрового изображения на своем собственном жестком диске. Все, что делает NFT, — это аутентификация и запись происхождения самого NFT, как и в случае репродукции фотографии ограниченным тиражом, но когда арт-объект, прикрепленный к NFT, находится в свободном доступе, нет никакой внутренней причины, по которой он имел бы какую-либо ценность в все.
Вот где приходит на помощь коллективное воображение рынка. Не обладая внутренней ценностью, NFT приблизительно соответствуют тому, как искусство и торговые карты могут функционировать в качестве финансовых инструментов для инвесторов.
Элитный рынок искусства, хотя и поддерживается Индустрия экспертов и законодателей вкусов, которые якобы влияют на ценность отдельных произведений искусства, десятилетиями была оторвана от любой материальной реальности. Многие покупатели произведений искусства покупают искусство, потому что оно ценно, а не потому, что это искусство, и затем хранят его на складах, пока не сочтут нужным ликвидировать его как актив в своих книгах и продать новому покупателю, который также оценит его как финансовый актив. .
Рынок коллекционных карточек в 2020 году разошелся, а аукционные цены на редкие карточки стабильно побили все рекорды: 900 000 долларов за карточку с Леброном Джеймсом и Майклом Джорданом вместе в феврале, 1,8 миллиона долларов за другую карточку Леброна в июле и 1,81 миллиона долларов на карту Янниса Антетокунмпо в сентябре. В октябре карта Honus Wagner 1909 года ушла за 3,25 миллиона долларов.
Сами карты не изменились, но как класс активов они стали, как изобразительное искусство, более привлекательными для инвесторов и спекулянтов, ищущих средства сбережения и потенциальную прибыль.
NFT основаны на том же принципе. — все уникальное и поддающееся проверке может стать местом для хранения денег и получения прибыли — и открыть его для любого вообразимого реального или виртуального объекта. Джек Дорси, исполнительный директор Twitter, продает с аукциона NFT, связанный с его первым твитом, на веб-сайте, полностью посвященном продаже NFT твитов, и цена аукциона составляет 2,5 миллиона долларов. Некоторые люди продают NFT произведений искусства других людей без их согласия. Если хотите, можете попробовать продать NFT для Луны.
Но создание стоимости из воздуха действительно связано с реальными затратами. Обработка транзакций с криптовалютой требует огромных вычислительных мощностей, что вызвало обеспокоенность окружающей среды по поводу бума. Джоани Лемерсье, экологическая французская художница, которая внимательно следит за потреблением энергии в своей студии, была встревожена, узнав, что продажа всего шести его собственных произведений, поскольку NFT потребляла больше электроэнергии за один день, чем он имел за предыдущие два года. В более крупном масштабе компьютерные сети, которые вместе составляют блокчейны биткойнов и эфириума, по оценкам, ежегодно потребляют столько же электроэнергии, сколько Аргентина и Эквадор, соответственно.
Помимо высокой стоимости энергии, нет гарантировать, что NFT сохранят свою ценность в долгосрочной перспективе — точно так же, как не было никаких оснований полагать, что лист бумаги с изображением Хонуса Вагнера когда-либо будет стоить больше, чем картон, на котором он был напечатан в 1909 году.
Но пока многие художники наживаются на этом увлечении. Люди, которые изо всех сил пытались получить доход от своего искусства, прося чаевых или продавая печатные издания, могут наклеить NFT на произведение и потратить тысячи долларов.
Музыкальный мир начал погружаться в воду тоже. Kings of Leon выпустили новый альбом в прошлую пятницу по всем типичным каналам, но решили отказаться от трех NFT одновременно, подслащив сделку для фанатов (которые также могут быть спекулянтами NFT), предложив бонусы за альбом, льготы для живых выступлений и дополнительное искусство покупателям.
Майк Шинода, один из первых участников Linkin Park, рэп-рок-ню-метал группы, которая в 2015 году основала собственную венчурную фирму, стал одним из первых музыкантов, выпустивших сингл параллельно с NFT в конце февраля. Покупатели заплатили тысячи долларов за один из 10 75-секундных клипов песни «Happy Endings», сопровождаемых анимированной иллюстрацией, вырученные средства поступили в ArtCenter College of Design в Пасадене.
В случае с Шинодой , покупатели также получили по почте физическую подписанную копию обложки альбома. Но реальный мир не имеет значения. «Просто прими это. Дело не в физическом объекте, — сказал Шинода в интервью журналу Input Magazine. «Речь идет о концепции собственности». Конечно, а почему бы и нет?