Содержание статьи
Почему это важно: НАСА нужно два вывода на орбиту.
Чтобы добраться до космической станции и обратно, НАСА в настоящее время полагается на SpaceX, компанию, основанную Илоном Маском. SpaceX вывела свою первую команду астронавтов на орбиту в мае 2020 года на борту своей капсулы Crew Dragon и с тех пор доставила на космическую станцию еще восемь экипажей.
Но НАСА также наняло Boeing для создания капсулы, чтобы одна могла служить резервной копией, если что-то пойдет не так с другой.
«НАСА отчаянно нуждается во втором поставщике услуг по перевозке экипажей», — заявил Стив Стич, менеджер программы коммерческих экипажей в агентстве, во время пресс-конференции в четверг.
Предыстория: что было после программы космических челноков.
НАСА когда-то полагалось на космический шаттл, чтобы доставлять астронавтов на орбиту и обратно. Когда в 2011 году эти аппараты были выведены из эксплуатации, агентству пришлось полагаться на российские космические корабли «Союз», и оно делало это почти десять лет.
Чтобы восстановить свою автономию, агентство запустило программу «Коммерческий экипаж», в рамках которой частные компании будут строить космические корабли, способные доставлять астронавтов в миссии НАСА. Более того, НАСА станет клиентом компаний, оплачивая поездки на транспортных средствах, а не владея ими напрямую, как это было с космическими шаттлами.
SpaceX — один из таких провайдеров, а Boeing — другой.
Капсула Boeing Starliner уже дважды летала на орбиту без астронавтов на борту. Первый полет в декабре 2019 года должен был предшествовать полету с космонавтами на борту. Но серия программных ошибок в космосе поставила под угрозу полет, из-за чего НАСА после расследования назвало его «вызовом высокой видимости».
Второй полет без экипажа в мае 2022 года был более успешным. Но изначально это должно было произойти в августе 2021 года. Перед этим полетом инженеры обнаружили, что клапаны в двигательной установке Starliner заклинили, и машину пришлось отозвать со стартовой площадки и отправить обратно на завод для ремонта.
Технические проблемы стали бременем для Boeing, который сообщил об убытках в размере 883 миллионов долларов до октября 2022 года.
Но компания заявила, что не планирует отказываться от своей заявки на строительство Starliner.
«В разработке транспортного средства и пилотировании транспортного средства возникают проблемы роста — мы действительно близки», — сказал Марк Наппи, вице-президент и руководитель программы Boeing для Starliner. «Это просто часть бизнеса, чтобы иметь такие проблемы».
Что дальше: Boeing и NASA оценят ремонт.
Г-н Стич сказал, что возможно, что Starliner сможет посетить космическую станцию этой осенью, но это будет зависеть от того, насколько быстро удастся решить проблемы с парашютами и проводкой.
После повторного входа в атмосферу Земли капсула Starliner мягко возвращается на Землю под тремя парашютами. Инженеры обнаружили, что части строп, соединяющих космический корабль с парашютами, не выдерживают нагрузки от капсулы, если только два из трех парашютов развернуты должным образом. В заявлении Boeing говорится, что он ожидает проведения испытаний парашюта до того, как будет запланирована еще одна попытка запуска.
Проблема с проводкой связана с сотнями футов ленты, обернутой вокруг внутренней проводки Starliner. В некоторых случаях клейкая лента может быть легковоспламеняющейся. Г-н Наппи сказал, что инженеры рассматривают возможность обернуть ленту другим способом в местах с наибольшей опасностью возгорания.
«Можно сказать, что мы разочарованы, потому что это означает задержку», — сказал г-н Наппи. «Но команда гордится тем, что мы делаем правильный выбор».