Федеральный судья в четверг отклонил последнюю юридическую попытку Джеффа Безоса отменить многомиллиардный контракт NASA на посадку на Луну с SpaceX Илона Маска. Это решение положило конец продолжавшейся несколько месяцев битве между космическими компаниями двух самых богатых людей мира, которая стала серьезным препятствием для планов НАСА по возвращению людей на Луну впервые с 1972 года.
уверен, что всякий раз, когда американские астронавты возвращаются на поверхность Луны, они будут путешествовать на космическом корабле, построенном компанией мистера Маска. Это добавляет еще одну победу SpaceX, компании, которая стала доминирующим игроком в орбитальных космических полетах, в том числе выступая в качестве основного партнера НАСА в доставке астронавтов и грузов на Международную космическую станцию.
Но НАСА не смогло это сделать. работать над программой вместе со SpaceX на время судебных разбирательств Blue Origin, которые могут задержать возвращение на Луну.
«Прискорбно, что не удалось добиться прогресса», — сказала Пэм Мелрой, заместитель администратора НАСА. , в интервью в среду перед оглашением решения. Она добавила, что встреча с представителями компании для оценки графика полета на Луну была «очень важным приоритетом» для НАСА теперь, когда судебный процесс закончился в его пользу.
Blue Origin подала в суд на НАСА в августе, утверждая, что агентство несправедливо заключило с SpaceX контракт на 2,9 миллиарда долларов в апреле на проведение первых двух миссий на Луну. Контрактная вражда была одним из многих отраслевых конфликтов, которые отражали столкновение амбиций двух предпринимателей, вкладывающих миллиарды долларов в конкурирующие усилия по нормализации космических перевозок.
Запуски, которые были предметом спора, должны быть частью Артемиды, флагмана НАСА по укреплению американского присутствия на поверхности Луны. Желанный контракт на отправку людей на Луну существенно повысил бы авторитет Blue Origin, который доставил людей к краю космоса на туристическом космическом корабле, но изо всех сил пытался реализовать свои амбиции по созданию ракеты, которая могла бы поднять груз на орбиту для НАСА и Министерства обороны. После проигрыша SpaceX компания г-на Безоса в течение нескольких месяцев вела судебные тяжбы, жесткое лоббирование и публичные жалобы.
Решение судьи Ричарда А. Хертлинга из Суда по федеральным претензиям США отвергло аргументы Blue Origin и встал на сторону НАСА и SpaceX в четверг, вручив Blue Origin второе поражение после безуспешного опротестования контракта SpaceX правительственному надзорному агентству в начале этого года. Но его полный приказ и предлагаемое им обоснование были запечатаны. Какими бы ни были доводы судьи, у Blue Origin есть несколько других юридических возможностей для оспаривания контракта.
«Не то решение, которое мы хотели, — написал г-н Безос в Твиттере после вынесения решения, — но мы уважаем решение суда и желаю полного успеха НАСА и SpaceX по контракту ».
Представитель Blue Origin сказал, что иск компании выдвинул на первый план то, что оно считало« важными проблемами безопасности »в усилиях НАСА по выделению средств на лунный посадочный модуль,« который еще должен будут рассмотрены », но добавил:« Мы с нетерпением ждем известий от НАСА о следующих шагах »относительно будущих соревнований по посадочным модулям в рамках программы Artemis (Blue Origin выиграла 25 миллионов долларов от НАСА в сентябре в рамках скромной программы проектирования лунных посадочных модулей).
Blue Origin в партнерстве с Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper разработала и предложила НАСА свой лунный посадочный модуль Blue Moon за 5,9 миллиарда долларов. Он надеялся, что создание команды аэрокосмических тяжеловесов будет слишком хорошим для НАСА, чтобы отказаться от него.
НАСА изначально хотело выбрать две разные лунные посадочные системы на случай, если одна из них отстанет в процессе разработки. Но это было ограничено финансированием Конгресса, который в прошлом году выделил только четверть того, что Белый дом запросил на программу. В итоге НАСА заключило контракт только с SpaceX, так как заявка компании была вдвое дешевле предложения Blue Origin от Blue Moon.
Средства НАСА, которые теперь открываются после победы агентства в суде, будут способствовать бурному развитию космических технологий. Starship — это полностью многоразовая система, которая является центральным элементом амбиций мистера Маска по отправке людей на Марс. Компания разрабатывает и тестирует запуск ракеты на своих быстро расширяющихся объектах в Южном Техасе. После нескольких испытаний машины, закончившихся взрывами, компания выполнила высотный полет, который успешно приземлился в мае. В ближайшем будущем компания планирует провести орбитальные испытания космического корабля без пассажиров.
Контракт с НАСА предусматривает два полета Starship на Луну и обратно, а во второй миссии — американские астронавты. Заявленный НАСА крайний срок для высадки на Луну, впервые объявленный администрацией Трампа, — 2024 год.
Но многие считали это нереалистичным даже до того, как Blue Origin оспорила закон. что вынудило НАСА приостановить работу со SpaceX, пока судебный процесс длился шесть месяцев.
Последующая жалоба Blue Origin в суде была сосредоточена в основном на том отказе от НАСА, который позволил SpaceX пропустить определенное правительство обзоры безопасности в соответствии с его новым планом по запуску дюжины или около того ракет-заправщиков, которые будут заправлять его два запускаемых на Луну звездолета, юридические документы в GAO указан спор. Вместо того чтобы проводить обзор каждого запуска, как первоначально требовало НАСА, агентство позволило SpaceX предложить всего три обзора: по одному для каждого запуска звездолета, направляющегося к Луне, и по одному, охватывающему все запуски танкеров.
Blue Origin сослалась на этот отказ в поддержку своего утверждения о том, что NASA дало SpaceX несправедливое преимущество.
Во время судебного процесса Blue Origin лоббировала в Конгрессе, чтобы заставить НАСА добавить еще одну компанию в программу посадочных модулей. Его лоббисты пытались изобразить звездолет SpaceX как рискованный и «чрезвычайно сложный» в материалах, которые они распространяли среди законодателей. Лоббисты SpaceX выступили против этого, фактически представив Blue Origin как обидного неудачника и заявив, что планирует проводить обзоры с НАСА перед каждым запуском звездолета.
Но НАСА сопротивлялось давлению Blue Origin и указывало на свою цель — начать еще одно соревнование по лунным посадочным модулям в следующем. год. Что остается неизвестным, так это то, сколько средств агентство получит для этих миссий от Конгресса, погрязшего в бюджетных битвах по программе социальных расходов президента Байдена.
И поскольку конкуренция в космосе между мистером Безосом и мистером Маском накаляется и привлекает больше внимания общественности, сенатор Берни Сандерс из Вермонта и другие прогрессивные законодатели вмешались в космическую политику, выступая против дополнительных денег на посадку на Луну в рамках своей критики миллиардеров.
«Они не в том лагере, и они не делают этого. «Не знаю», — сказала Лори Гарвер, бывший заместитель администратора НАСА при президенте Бараке Обаме, о прогрессистах, которые выступают против выделения дополнительных средств на программы НАСА по посадке на Луну.
Она и другие эксперты по космическим полетам отмечают, что модель финансирования НАСА для лунного посадочного модуля и других программ заставляет космические компании, поддерживаемые миллиардерами, платить больше своих денег, чем это было в случае с более крупными программами НАСА. традиционное партнерство с Boeing, Lockheed Martin и другими стойкими приверженцами аэрокосмической отрасли.
«Члены Конгресса, которые говорят, что НАСА нужен второй конкурент и не дают денег, на самом деле оказывают медвежью услугу тому самому агентству, которое, по их словам, им небезразлично. примерно, — добавила г-жа Гарвер.
Независимо от того, получит ли Blue Origin контракт на посадку на Луну в будущем, компания нацелена на другие цели. В прошлом месяце он объявил о партнерстве по строительству частной космической станции Orbital Reef в качестве возможной замены Международной космической станции. Для г-на Безоса могло бы стать еще одним способом достижения цели, которая, по его словам, послужила причиной основания Blue Origin: «миллионы людей живут и работают в космосе».