Среди славянских праздников самым, пожалуй, известным является день Ивана Купала. Вот только информация наша обрывочная, мы не знаем толком, когда отмечается этот день и кому, собственно, посвящен. Где и почему купался или кого купал этот Иван? А ведь праздник этот уникальный, в нем соединились и языческие элементы, и христианские.
💚 ПО ТЕМЕ: Дина Саничар – реальный Маугли – прототип персонажа из рассказа Киплинга.
Содержание статьи
Когда празднуется Иван Купала?
Язычники проводили свои празднования в соответствии с движением Солнца и Луны. Особое внимание уделялось дню летнего солнцестояния, ведь именно тогда природа максимально расцветает. Надо сказать, что и христианские праздники тоже косвенно привязаны к этим датам. Солнцестояние приходится на 20-21 июня, но с принятием православия Ивана Купалу на Руси стали отмечать чуть позже, 24 июня. Дата была приурочена ко дню рождения святого Иоанна Крестителя (Иоанн Предтеча). А по новому календарю это уже 7 июля. Именно в этот день и отмечают у нас теперь Ивана Купалу.
Иоанн Креститель
💚 ПО ТЕМЕ: Откуда птицы знают, где юг?
Кто такой Иван Купала?
Иван Купала — это народная трактовка имени Иоанна Крестителя, человека, который крестил Иисуса Христа примерно в период с 26 по 28 гг н.э. Его эпитет в переводе с греческого как раз и означает «купатель» или «погружатель в воду» (Ιωάννης ο Βαπτιστής, Иоаннис о Ваптистис). У славян крещение ассоциировалось именно с купанием, ритуальным очищением в открытых водоемах. В граффити Софийского собора Новгорода имеется сделанная еще в конце XI — начале XII века надпись о Купале. Упоминается он и в Ипатьевской летописи 1262 года. Переписчики-летописцы даже допустили ошибку, представив Купалу, как языческое божество. Так и появился миф о некоем языческом существе, в честь которого и проводится праздник. Но для народа Иван Купала — лишь фольклорная персонификация любимого праздника.
💚 ПО ТЕМЕ: Где затонул «Титаник»: координаты на картах Яндекса и Google?
Как отмечают Ивана Купалу?
Само время проведения этого праздника подразумевает его характер. На Руси это всегда был один из самых уважаемых и веселых праздников. От участия в нем не мог отказаться никто из жителей села или города. Так требовала традиция – все обряды и действа должны затронуть максимальное число участников. Надо сказать, что вариантов этих самых обрядов сложилось немало.
Ночь перед Иваном Купала – время для действий, связанных с водой, огнём и травами. Славяне считали, что в эту ночь лучше всего выбирать себе суженых. После чего молодые, взявшись за руки, прыгали через костер. Влюбленные менялись венками, было принято искать цветок папоротника (успех означал грядущее богатство) и купаться в росе.
До Иванова дня нельзя было есть ягоды, женщины верили, что иначе они потеряют малых детей. В этот день разрешено было публично высмеивать провинившихся односельчан. Такая мера хорошо помогала регулировать общественные отношения, давая выход скопившемуся недовольству. В некоторых местностях варили обрядовую кашу.
Массовое купание — обязательный элемент Ивана Купала, ведь с этого дня из воды уходила вся нечисть. Праздничная вода считалась живительной и волшебной. И куда же без гаданий? В воду девушки опускали венки, если они плыли – то это гарантировало счастливую жизнь. Плетение обручей из трав и цветов – еще один важный атрибут праздника, наполненный смыслами и символами.
Славяне верили, что на Иванов день вода могла подружиться с костром, вот почему второй обязательный яркий элемент праздника — костер. Его разжигали еще вечером и поддерживали пламя всю ночь. Костер — еще один символ очищения. Вокруг огня водили хороводы, пели песни, а потом и прыгали над ним. Огонь очищал и защищал от наговоров и порчи. А тот, кто прыгнет выше всех точно будет счастливым! Отказавшуюся прыгать через костер девушку просто считали ведьмой, так что избежать участия в массовом гулянии было непросто!
На Ивана Купалу пели специальные песни, в основном лирично-любовные, хороводные или шутливые. Их отличали специальные «купальные» напевы и в другое время года они были просто неуместны. Свою роль играло и «купальское дерево», аналог новогодней елки, вокруг которого водили хороводы, наряжали его, а по окончании празднества сжигали или топили. На Ивана Купала рекомендовалось собирать лечебные травы, которые именно в этот день обладают максимальной силой.
Церковь считала все эти празднования и обряды языческими, осуждая их. Впрочем, за столетия искоренить народные традиции так и не удалось. Так и остался в нашей культуре этот яркий летний праздник, веселый, таинственный, шумный и необычный, в котором с природой переплетены традиции и вера наших далеких предков, языческий по сути, но христианский по названию.
🔥 Смотрите также:
🍏 Мы в Telegram и YouTube, подписывайтесь!
материал сайта yablyk.com