Мэри Барра и Илон Маск могут быть сильными конкурентами в бизнесе, но они звучали как старые приятели, когда болтали на Твиттер в этом месяце о сделке, которая может помочь устранить одно из самых больших препятствий для владения электромобилем: нехватку зарядных устройств.
Г-жа Барра, исполнительный директор General Motors, только что согласилась последовать за Ford Motor и внедрить технологию зарядки, разработанную Tesla, автопроизводителем, которым руководит г-н Маск. Сделки позволят клиентам GM и Ford использовать некоторые из быстрых зарядных устройств Tesla. Опросы показывают, что боязнь не найти зарядное устройство является основной причиной, по которой некоторые люди не решаются покупать электромобили.
Мисс Барра восторгалась «фантастической» командой Tesla. Г-н Маск сказал, что для него было «честью» работать с ней.
Под поверхностью этих любезностей, вероятно, скрывались жесткие корпоративные расчеты. GM, Ford и многочисленные зарядные компании и поставщики оборудования согласились работать с Tesla, потому что они отчаянно нуждаются в помощи компании. В дополнение к тому, что Tesla продает больше электромобилей в Соединенных Штатах, чем все другие автопроизводители вместе взятые, Tesla управляет крупнейшей в стране сетью быстрой зарядки.
Но решение работать с Tesla сопряжено с большими рисками для остальной части автомобильной промышленности, которая будет полагаться на г-на Маска, переменчивого лидера, в отношении важной технологии. Запатентованная система зарядки Tesla, которую недавно начали называть Североамериканским стандартом зарядки, не контролируется независимой организацией, как другие технические стандарты. Компания заявила, что намерена передать контроль такому органу, хотя некоторые конкуренты скептически относятся к тому, сколько контроля отдаст Тесла.
Сделка также сопряжена с рисками для Tesla. Эксклюзивный доступ к зарядным станциям компании, у некоторых из которых уже были длинные очереди во время загруженных поездок, помог компании продавать автомобили клиентам, которых может раздражать необходимость ждать позади Ford и Chevrolet.
Сражения за технические стандарты характерны для любой новой технологии. Результаты могут быть болезненными для компаний или потребителей, которые делают ставку не на ту лошадь. Просто спросите любого, кто купил или инвестировал в видеомагнитофон, мобильный телефон или цифровой музыкальный плеер, которые впоследствии устарели.
Ставки с автомобилями намного выше: они стоят десятки тысяч долларов, а замена бензиновых автомобилей электрическими моделями является ключом к решению проблемы изменения климата.
Некоторые официальные лица отрасли опасаются, что грязная корпоративная борьба с технологиями зарядки может отбить у людей желание покупать электромобили.
«Это создает путаницу», — сказал Олег Логвинов, председатель инициативы Charging Interface Initiative в Северной Америке. Организация представляет собой форум для производителей, поставщиков оборудования и зарядных компаний, использующих основной конкурент стандарта Tesla, известный как комбинированная система зарядки.
Покупатели, добавил г-н Логвинов, «вероятно, подождут, пока вы не выясните, кто из них победит».
Ford, GM и большинство производителей, кроме Tesla, выпускают автомобили со штекерами CCS, которые являются стандартом в Европе. Зарядные сети, которыми управляют такие компании, как Electrify America и EVgo, в основном предлагают вилки CCS.
Вилка Tesla легче и проще в обращении, но подходит только для автомобилей компании. В соответствии с соглашениями с Ford и GM, в начале следующего года Tesla предложит адаптер, позволяющий автомобилям этих производителей подключаться к примерно 12 000 ее быстрых зарядных устройств в Соединенных Штатах. В 2025 году Ford и GM планируют выпустить модели, рассчитанные на использование вилки Tesla без адаптера.
Объединенное влияние Tesla, GM и Ford фактически вынуждает операторов зарядных сетей устанавливать вилки Tesla и может фактически сделать вилку CCS устаревшей — по крайней мере, в Северной Америке — в ближайшие годы. Rivian, небольшая компания по производству электромобилей, заявила на прошлой неделе, что она также перейдет на штепсельную вилку Tesla, и другие производители тоже рассматривают возможность сделать это.
“Для нас важно убедиться, что зарядка действительно доступна и удобна для клиентов», — сказал в интервью Р. Дж. Скариндж, исполнительный директор Rivian.
По мере того, как штепсельная вилка Tesla становится доминирующей, люди с автомобилями, предназначенными для использования вилки CCS, будут все больше зависеть от адаптеров, которые в целях безопасности ограничены в том, какое напряжение они могут выдерживать, и будут заряжаться медленнее.
Система Tesla известна своей простотой и надежностью, в то время как зарядные устройства CCS могут быть привередливыми. Разочарование существующей зарядной сетью явно является одной из причин, по которой Ford и GM решили присоединиться к Tesla.
«Я абсолютно не думаю, что это произошло бы, если бы другие сети были более надежными», — сказал Бен Роуз, президент Battle Road Research, который следит за индустрией электромобилей.
Но одна из причин, по которой система Tesla работает хорошо, заключается в том, что компания разрабатывает и производит всю систему целиком — автомобиль, программное обеспечение и зарядное оборудование. Tesla потеряет абсолютный контроль, как только к ее сети присоединятся другие автопроизводители.
Эксплуатация зарядных устройств, которые могут заправлять десятки автомобилей от разных производителей, чрезвычайно сложна.
«Мы заряжаем 50 различных моделей», — заявила Кэти Зои, исполнительный директор зарядной компании EVgo, выступая в Нью-Йорке в этом месяце. По ее словам, производители иногда не информируют EVgo об изменениях в программном обеспечении автомобиля, что приводит к проблемам с подключением. «И обвиняют зарядное устройство», — сказала она.
Tesla построила зарядную сеть, потому что в 2012 году, когда компания начала продавать Model S, свой первый полноразмерный легковой автомобиль, мест для зарядки было мало. Tesla не раскрывает финансовую информацию о сети, но аналитики говорят, что компания, вероятно, теряет деньги на зарядке, чтобы люди покупали ее автомобили. Tesla не ответила на запрос о комментариях.
По данным Министерства энергетики, у Tesla есть 19 700 зарядных портов в Соединенных Штатах примерно на 1800 станциях, в то время как на 5300 станциях есть 10 500 портов CCS. Только 12 000 зарядных устройств Tesla будут доступны для автомобилей Ford, GM и Rivian.
Решение других автопроизводителей объединиться с Tesla и получить доход для конкурента является признанием того, что компания г-на Маска имеет наибольший опыт эксплуатации сети зарядки.
Г-н Маск пообещал не ставить в невыгодное положение клиентов GM и Ford, и другие автомобильные компании говорят, что верят ему. «А С клиентом GM будут обращаться так же, как с клиентом Tesla, и это часть договоренности», — заявил в этом месяце журналистам в Нью-Йорке Алан Векслер, руководитель General Motors, который вел переговоры с Tesla.
Но неясно, кто будет обеспечивать безопасность зарядного оборудования и работать с конкурентами Tesla так же хорошо, как и с самой Tesla, и решать любые споры между компанией и другими автопроизводителями.
Tesla ведет переговоры с Charging Interface Initiative о назначении ему той же роли для технологий компании, что и для CCS.
Конкуренты делают ставку на то, что государственные регуляторы вмешаются, если Tesla попытается создать монополию на зарядку. Некоторые рады, что кто-то берет на себя инициативу по устранению серьезного препятствия для продаж электромобилей.
«Мы действительно находимся на этой кривой ускоренного роста», — сказал Брендан Джонс, исполнительный директор Blink Charging, которая планирует установить розетки Tesla в своей сети. «Это действительно будет способствовать развитию отрасли».