Одной из причин, по которой многие люди увлекаются миром блокчейна, является то, что это не новый технологический слой, а фундаментально иной инструмент для работы организаций и сообществ.
Главная проблема заключается в том, что без массовой децентрализации мы получаем все больше и больше неравенства между богатыми и бедняками. Поговорим об эволюции общества и централизации для объяснения ценности блокчейна как трансформатора социальных структур.
Взаимоотношения общества с хищниками означает, что защитить что-то сложнее, чем это сделать. Многие века мы были в обществе собирателей-охотников, и было относительно легко защитить наши активы – мы просто носили их с собой.
Но по мере усложнения общества, мы создали больше ценных вещей, и нам нужно было создать больше инструментов для защиты этих вещей.
Это привело к тому, что появились люди, которые могли бы защитить активы, но банковские системы и суверенные государства принципиально выбирали логику насилия.
Это происходило на протяжении многих сотен лет, а потом интернет ускорился, и такая централизация вызвала тревогу.
Таким образом, за довольно короткое время – буквально за последние 10 лет, мы стали высоко централизованным обществом.
Теперь границы поражены, так как у нас есть глобальные монополии. У нас есть пять или шесть компаний, которые владеют тревожным количества данных, богатством и контролем.
Итак, кто же эти интернет-гиганты, построившие, казалось бы, нерушимые глобальные монополии?
В 1996 году, Google запустили как исследовательский проект 2 аспиранта Стэнфордского университета. Скромный старт компании осуществили из гаража друга, но сегодня она стоит около $132 млрд. Вместе с Amazon, Facebook, и Apple, компания накопила так много энергии, что многие верят – она дискредитирует американскую демократию.
Amazon генерирует 30% всех онлайн и оффлайн розничных продаж в США, в то время как Apple является самой ценной в мире фирмой, с рыночной капитализацией $1 трлн.
Google контролирует более 70% глобальной доли рынка поисковой рекламы. Вместе с Facebook, компания выставила из бизнеса большую часть конкурентов по онлайн-рекламе.
Но способность интернет-гигантов контролировать распространяется дальше бизнес-мира. Во всем мире, у многих людей формируется осведомленность о текущих событиях, так или иначе, через Facebook и Google, которые определяют, какую информацию мы видим и потребляем со скрытыми алгоритмами.
Они контролируют, как мы думаем, они контролируют, как мы голосуем, и это довольно страшное пространство, их очень сложно сместить. Мы знаем: сеть – эффективная и мощная, и это было бы невероятно трудно для кого-то — вытеснять Facebook с другой децентрализованной моделью.
Но блокчейн дает возможность ликвидировать эти монополии для создания лучшего, более честного и справедливого общества. Итак, блокчейн – это инфраструктура, которая может позволить централизации двигаться в децентрализованный мир.
Многие говорят о блокчейне как о децентрализованной книге или базе данных, но они упускают суть. Смысл можно найти в создании децентрализованных экономических криптомоделей, таких как второе поколение блокчейнов, например, Ethereum, который теперь считается децентрализованным механизмом выполнения кода или платформой.
Эта концепция была придумана в блоге, в протоколе Fat: интернет первого поколения был построен по линиям тонкого протокола. Но Berners Lee, который создал первый интернет в 1980-х годах, на самом деле не заработал на этом деньги.
Люди, которые построили так называемые «жирные приложения» Google, Facebook и Amazon, извлекают теперь массивные значения из этого слоя жира на тонком протоколе, и зарабатывают деньги.
Существенное различие между началом интернета, технологическими гигантами, что выросли из этого, и возможностями блокчейна, которые открываются сегодня – это то, что блочная цепь позволяет людям создавать жирные протоколы с открытым исходным кодом. Это открытые, прозрачные протоколы, созданные сообществами разработчиков.
Но вместо того, чтобы работать бесплатно, они получили такой экономический стимул для строительства проектов, потому что через токенизацию мы теперь можем владеть цифровой собственностью и создавать токены, представляющие эти протоколы, а также открывать рынки для их торговли.
Поэтому люди с новыми идеями, протоколами и стартапами могут собрать много денег для поддержки строительства их общин с целью развития второго слоя на базе бит интернета.
Здесь есть немного дикого запада в отношении захвата денег, и это, возможно, одна из вещей, что выдвинула концепция ICO.
В прошлом столетии мы наблюдали безумие, а затем крушение dot.com. То, что происходит сейчас, похоже на это событие: генерируются тысячи ICO и возникают связки основных базовых протоколов, которые открыты сообществу, управляемы, полностью децентрализованы и неподвластны никаким центральным организациям или контролирующим лицам. Они будут контролироваться держателями токенов, поэтому они будут победителями. И люди, которые будут выбирать победителей, покупая у них токены, будут влиять на увеличение стоимости этих токенов, в результате чего эти победители выиграют в финансовом плане.
Но в более широком смысле, это должно дать нам более справедливое пространство, где будут не только состоятельные люди и финансовые инвесторы Силиконовой Долины, Сингапура или Лондона, которые зарабатывают большие деньги. Надо демократизировать это пространство.
Как интернет демократизировал знания, блокчейн демократизирует богатство.
Теперь мы можем участвовать в более справедливой системе и токенизированной экономике, где все может быть токенизировано – от футбольных команд до строительства и новых идей, которые могут быть полностью ликвидными и торгуемыми, и люди могут стать собственным Швейцарским банком.
Частный ключ разрывается на двенадцать букв в голове пользователей блокчейна, и они становятся суверенными лицами. Они не нуждаются в огромной системе банковской инфраструктуры или крупной корпорации для управления их богатством, их данными и медицинскими записями.
Таким образом, технология blockchain и токенизация позволят увеличить количество активов, которые могут легко покупаться и продаваться, а для многих людей устранятся предыдущие барьеры
для торговли и инвестирования, что часто было зарезервировано для богатых.
Это также может привести к созданию большого количества фирм, что являются социально ответственными – если стартапы финансируются толпой, то они, скорее всего, будут предлагать услуги, продукты и идеи, в которых «толпа» будет заинтересована в достижении успеха.
Время покажет, насколько далеко будут направлены текущие проекты блокчейн-цепочки, чтобы децентрализировать видение будущего и демократизировать богатство. Но позитивное будущее заключается в том, что в блокчейн-пространстве находится много людей – вот почему мы страстно увлечены этим.