По всем показателям Джеймс Джордан был образцовым водителем Uber. С 2016 года он работал по 10 часов в день шесть дней в неделю. В течение 5,5 лет он совершил 27 000 поездок и сохранил рейтинг 4,95.
Он так много ездил, потому что ему нужны были деньги. У 55-летнего отца-одиночки пятерых детей в Инглвуде было много расходов, и Uber был источником дохода его семьи. Затем, в один из мартовских дней 2022 года, этот источник был внезапно отключен.
Он ехал утром, когда вышел из системы, чтобы забрать свою дочь. Когда он открыл свой телефон, чтобы подготовиться к следующей смене, он получил сообщение: он был «деактивирован навсегда» — эвфемизм в индустрии гиг-работы для обозначения увольнения.
«Это был полный шок. У меня упал живот, мои эмоции были повсюду», — сказал Джордан. «В течение 5,5 лет моя семья полагалась на доходы от Uber, чтобы платить за аренду, платить за мою машину и все такое. Чтобы его забрали, когда наступает срок арендной платы, и нет возможности обратиться за помощью, и нет надлежащей правовой процедуры, — сказал он, замолчав. «Плохое предчувствие».
Джордан далеко не одинок в том, что испытывает такое неприятное чувство. Новый опрос 810 водителей Uber и Lyft в Калифорнии показывает, что две трети из них были деактивированы хотя бы один раз. Из них 40% водителей Uber и 24% водителей Lyft были уволены навсегда. Третий так и не получил объяснений от компаний, занимающихся разработкой приложений.
У цветных водителей уровень деактивации был выше, чем у белых — 69% против 57% соответственно. Подавляющее большинство водителей (86%) столкнулись с экономическими трудностями после увольнения из приложения, а 12% потеряли свои дома.
Деактивация затронула даже самых опытных водителей: отчет, проведенный Rideshare Drivers United и Азиатским юридическим советом, показал, что деактивированные водители проработали в среднем 4,5 года в Uber и четыре года в Lyft.
Как и все остальное в мире гиг-работы, деактивация происходит через приложение. В большинстве случаев контакт с человеком практически отсутствует. Никаких телефонных звонков или звонков в Zoom, никаких текстовых или электронных писем и, конечно же, никаких личных встреч. Большинство затронутых водителей сказали, что они вошли в приложение, чтобы начать свой рабочий день, только для того, чтобы найти уведомление о том, что они были деактивированы.
— Это жестоко, чувак, — сказал Джордан. «Это похоже на то, что Uber видит своих водителей как часть оборудования, гаджет или что-то в этом роде, и они могут просто щелкнуть выключателем и выключить вас».
Это отслеживает. Главная инновация Uber — не технология как таковая, а история, которую он рассказывает о своей технологии. Ее революционный продукт был довольно примитивным — GPS плюс приложение для смартфона с удобным пользовательским интерфейсом, — но он казался достаточно новым, чтобы позволить компании представить себя как транспорт будущего. Мы больше не вызывали такси, мы вызван Убер.
Это была не старая пыльная таксомоторная компания. Это был единорог софтверная компания, тот, который не нанимал таксистов, а скорее облегчил подключение райдера к независимому подрядчику. Эта история помогла компании обойти правила и положения, регулирующие работу такси и «черных кэбов», и вызвать интерес у потребителей и инвесторов в городах по всему миру.
Но то, что делает или ломает Uber, такое же, как и у самого жесткого старого картеля такси: водители, совершающие поездки. Основной технологией Uber по-прежнему является человеческий труд, и Джордан прав: компания относится к людям как к оборудованию. Это необходимо; то, что они невидимы, податливая техника является частью истории. И когда Uber считает, что это оборудование больше не нужно компании, они не увольняются, не увольняются и не увольняются — они деактивирован.
В течение долгого времени этот семантический намек на более широкое повествование Uber о себе помогал скрыть то, как он обладает властью над своей рабочей силой. Это заставляло водителей чувствовать, что у них мало вариантов, когда их учетные записи заблокированы.
«Когда компания дает алгоритмам возможность деактивировать нас, даже не прислушиваясь к нашим доказательствам или показаниям, это добавляет еще больше ненадежности к и без того ненадежной работе», — сказала Николь Мур, водитель и президент Rideshare Drivers United. «В отличие от других работников, у нас нет моста страхования по безработице, чтобы даже пройти деактивацию».
Мур рассказывает об опыте подруги и коллеги-водителя, которая была трезвой в течение 20 лет и была деактивирована, потому что кто-то сообщил, что она пьяна. Полиция не проверяла ее дыхание, потому что не было заявлено о преступлении, и она не могла доказать компании, что она была трезвой, и была пьяна уже несколько десятилетий. Это стоило ей недельного дохода.
«Компании ведут себя так, как будто мы являемся расширениями приложения, — сказал Мур, — но мы настоящие люди, и эти увольнения по алгоритму действительно вредят нам как людям и нашим семьям, которые рассчитывают на доход, который мы приносим».
Джордан считает, что его деактивировали из-за сочетания нескольких факторов: на той неделе, когда он был закрыт, три отдельных водителя пожаловались на то, что им приходится носить маски в его машине, что было политикой Uber в то время. Он также отклонил ряд запросов, которые увели бы его слишком далеко, чтобы заработать много денег. Но он все еще не может быть уверен.
Он обжаловал деактивацию через официальные каналы Uber и ничего не услышал. «Это была формальность, — сказал он. «Они не отвечали. Я просил конкретики, например, просто дайте мне время и дату и дайте мне знать, что я сделал».
В конце концов, он подал на Uber суд мелких тяжб, где смог, наконец, отстаивать свое дело. Только там он узнал, что один гонщик жаловался на ненормативную лексику, которую он отрицает, а другой сказал, что описал отношения в неуместных подробностях. Он и это отрицает; настолько яростно, что умолял Uber разрешить ему поделиться записью с видеорегистратора, чтобы доказать свою невиновность. (Uber оспаривает это.)
В конечном счете, это был открытый и закрытый случай; судья сказал, что, хотя он симпатизировал Джордану, это не имело значения, потому что он согласился подчиниться прихотям Убера, когда стал водителем. Это написано мелким шрифтом. Uber оставляет за собой право деактивировать учетную запись, если обнаружит, что водитель нарушил ее правила.
«Мы знаем, что водители полагаются на Uber, чтобы зарабатывать, поэтому решение деактивировать учетную запись водителя — это то, к чему мы не относимся легкомысленно», — говорится в заявлении представителя Uber. «У нас есть строгий процесс оценки под руководством людей, который просматривает отчеты и определяет, является ли оправданной временная или постоянная деактивация учетной записи».
Представитель Uber также указал мне на веб-сайт компании, где говорится, что каждый случай проверяется человеком, прежде чем будет произведена деактивация. «Когда это возможно, мы сообщим водителю или доставщику, если они рискуют потерять доступ к своей учетной записи», политика гласит. «Однако бывают случаи, когда нам может потребоваться закрыть доступ без предупреждения».
Конечно, будут случаи, когда человек, который определен как опасный или непригодный для вождения, должен немедленно деактивировать свою учетную запись, но менее ясно, как Uber может оправдать неинформирование водителей о конкретных обвинениях или жалобах против них, или отказ предоставить водителей беспристрастное слушание, которое проводится не только «под руководством человека», но и с реальными людьми. Но это потребует времени и ресурсов, и Uber исторически убыточное предприятие может быть не в состоянии нести бремя таких усилий, как гуманное использование своей огромной рабочей силы.
Но это токсичное соглашение, которое хуже, чем несправедливо по отношению к рабочим. Как показано в отчете, преднамеренно непрозрачная политика открывает двери для дискриминации, влияющей на средства к существованию водителей.
Большинство водителей такси сталкивались с дискриминацией — чернокожий Джордан рассказывает, что ему угрожал водитель, который назвал его словом на букву Н, — и невозможно узнать, как Uber внутри себя реагирует на жалобы на водителей, которые могут быть мотивированы расой. пола или сексуальной ориентации. Водители-иммигранты часто становятся объектами желчи наездников, и женщины сообщают о высоком уровне домогательств. Поскольку процесс вынесения решения закрыт за дверями Uber, невозможно однозначно сказать, почему цветные драйверы деактивируются чаще, чем белые, но это довольно легко догадаться.
По всей стране водители объединяются, чтобы добиться большей прозрачности и надлежащей правовой процедуры в отношении процесса деактивации. В Нью-Йорке водители Uber объявил забастовку в аэропорту Ла-Гуардия. призывать к повышению заработной платы и конец несправедливым деактивациям. В Портленде, штат Орегон, они созыв консультативного совета которые уже давно бессильны помочь восстановить неправильно деактивированные драйверы. Город Чикаго находится рассмотрение постановления это позволило бы деактивированным водителям оспорить решимость концертных компаний. И предлагаемый закон в Колорадо заставит компании быть более прозрачными в отношении процесса.
Со своей стороны, новый отчет призывает к уважительной причине и надлежащей правовой процедуре в процессе деактивации, охране труда, предоставляемой сотрудникам, а также к Uber для решения проблемы дискриминации и сексизма на рабочем месте. Он рекомендует, чтобы определение уважительной причины осуществлялось через независимую третью сторону; в противном случае Uber и Lyft продолжат иметь абсолютную власть над своими работниками.
«Они должны быть привлечены к ответственности, — сказал Мур, — и нам нужен процесс обжалования деактивации, не контролируемый этими компаниями».
Я бы добавил, что мы должны вернуть себе и сам язык. Эта битва ведется на территории Uber и Lyft, внутри контуров их собственных нарративов. Но здесь они не просто «деактивируют» учетные записи — они увольняют работников, часто на первый взгляд наугад, и лишают мужчин и женщин средств к существованию.
Для пострадавших это гораздо более мучительно, чем «деактивация». Он теряет все из-за приложения. И Uber не собирается менять курс самостоятельно. Колорадо и Чикаго правы, когда принимают меры, защищающие водителей; чтобы остановить бессмысленное увольнение рабочих, которые делают возможным райдер.
«Я отказался от попыток заставить Uber поступить правильно, — сказал Джордан. «Я надеюсь, что это может вдохновить суды и законодателей на делать Uber поступает правильно».