В четверг Tesla, оснащенные программным обеспечением для полного самостоятельного вождения, были признаны достаточно дефектными, чтобы требовать отзыва, поскольку они склонны к сбоям. В пятницу все эти неисправные автомобили остались на дорогах, а ненадежное программное обеспечение по-прежнему доступно для водителей, и нет точных сроков, когда оно будет исправлено.
Отзыв Tesla поднимает важные и острые вопросы не только о Tesla, но и о правилах безопасности автомобилей в Соединенных Штатах.
Во-первых, почему Национальная администрация безопасности дорожного движения разрешает водителям продолжать использовать экспериментальное и опасное программное обеспечение, пока Tesla пытается его починить? Неясно, когда программное обеспечение будет исправлено. NHTSA не установило крайних сроков, а генеральный директор Tesla Илон Маск неоднократно давал грандиозные обещания, которые не выполнял.
Также возникает вопрос, что отзыв может означать для будущего Tesla, если исправления не сработают. В конце концов, Маск сказал в прошлом году, что успех или неудача полного самостоятельного вождения «зависит от того, стоит ли Тесла много денег или практически ноль».
FSD — это вариант, который Tesla продает за 15 000 долларов. В своем нынешнем состоянии технология рассматривается Tesla как «бета-версия» программного обеспечения, термин, который пользователи компьютеров могут распознать как предупреждающую метку на недавно выпущенной, не готовой к запуску программе, код которой все еще может быть взломан. с ошибками. (Важно отметить: так называемые Tesla с полным автономным управлением не могут полностью управлять собой.)
По данным NHTSA, дефекты, от которых страдает FSD, могут привести к тому, что автомобиль внезапно ускорится и проедет на желтый сигнал светофора, нарушит ограничения скорости и продолжит движение прямо с полосы движения, предназначенной только для поворота. Поиск «FSD» на YouTube выявит множество других проблем с программным обеспечением, в том числе склонность автомобилей с включенной FSD пересекать двойные желтые линии на полосе встречного движения.
Из-за многолетнего процесса, с помощью которого в Соединенных Штатах собирается статистика дорожного движения, невозможно узнать, сколько травм и смертей вызвал FSD и его ограниченный брат, Autopilot.
Чиновники по безопасности борются не только с новыми технологиями в автомобильной промышленности, но и, в частности, с Tesla, автопроизводителем, который «регулярно ругает NHTSA», — сказал Фил Купман, профессор и независимый эксперт по технологиям в Университете Карнеги-Меллона.
Итак, в своих переговорах с Маском, почему НАБДД не потребовало, чтобы FSD или неисправные функции были отключены, пока Tesla пытается исправить? НАБДД не скажет. Купман, подчеркнув, что это только предположения, сказал, что, возможно, НАБДД опасается судебного иска со стороны Маска, что потребует огромных затрат ресурсов и затянет ситуацию.
«НАБДД будет заинтересовано в том, чтобы починить эту вещь таким образом, чтобы это вызывало наименьшую травму и делало это быстрее», — сказал Купман.
Брайант Уокер Смит, профессор права Университета Южной Каролины, сказал, что регулирующие органы только начинают сталкиваться с недавними радикальными изменениями в автомобильных технологиях. Даже термин «отзыв» становится устаревшим: исправление Tesla будет доставляться по беспроводной сети в автомобили, где бы они ни находились, посредством так называемой беспроводной доставки программного обеспечения. Смит предлагает термин «виртуальное воспоминание».
Правила отзыва NHTSA разрабатывались десятилетиями и основывались главным образом на дефектах оборудования, а не программного обеспечения. Отзыв может быть добровольным, обычно после переговоров с NHTSA, или принудительным, что может произойти, если переговоры не увенчались успехом. По словам Смита, добровольный отзыв автомобиля из-за проблемы с рулевым управлением, например, приведет к тому, что автопроизводитель уведомит владельцев в течение «разумного» периода времени о наличии дефекта и о том, что компания его исправит. «Но федеральный закон не требует, чтобы частный владелец некоммерческого транспортного средства фактически завершил отзыв».
Что здесь «очевидно отличается», — сказал Смит, — так это то, что у Tesla есть возможность с помощью беспроводных обновлений программного обеспечения немедленно отключить всю систему, в которой были обнаружены дефекты, а затем, когда обновление будет готово, достичь 100 процент завершенных отзывов». Но Tesla этого не делает, и NHTSA не принуждает ее к этому.
На самом деле, NHTSA не дало Тесле жестких сроков для внесения исправлений. В своем отчете об отзыве агентство сообщило, что дефекты будут устранены в ближайшие недели. На вопрос по электронной почте, что произойдет, если Тесла затянет или не сможет выполнить требования, НАБДД не ответило. Он также не ответил на вопрос, как он вообще узнает, что дефекты были устранены.
Tesla получает доход от дополнительной функции FSD с 2016 года, и все эти годы Маск продолжал обещать, что действительно полное автономное вождение уже не за горами, но не реализовал его.
Доход существенный. В своих последних финансовых отчетах Tesla сообщила, что совокупный объем заказов FSD превышает 400 000. «Это большие, большие числа; мы говорим о миллиардах», — сказала Франсин МакКенна, преподаватель Уортонской школы бизнеса и создатель информационного бюллетеня Substack Accounting Dig.
Она считает, что за последние восемь лет Tesla заработала на FSD не менее 4 миллиардов долларов наличными. По ее словам, компания признала более $400 млн из этой суммы в четвертом квартале прошлого года, что позволило компании превзойти прогнозы аналитиков по прибыли и повысить цену своих недавно падающих акций.
Это был первый раз, когда Tesla объявила о реклассификации денежных средств FSD из отложенной выручки в реальную выручку и прибыль, сказала Маккенна, хотя она сказала, что Tesla, возможно, увеличила прибыль таким образом в более ранние периоды, не объявляя об этом.
По ее словам, отзыв NHTSA может нарушить весь подход Tesla к бухгалтерскому учету FSD, что будет иметь серьезные последствия для акций Tesla. Компании, возможно, придется перевести денежные средства FSD обратно в доходы будущих периодов и пересчитать прибыль, «если они не смогут исправить это в течение разумного периода времени», и, возможно, не сможет признать выручку и прибыль FSD в будущем, если программное обеспечение окажется неэффективным. постоянно сломан. «И им, возможно, придется возместить большую часть этого» покупателям FSD, сказала она.
Tesla не ответила на запросы о комментариях. Маск распустил отдел по связям со СМИ Tesla в 2020 году.