Май — это месяц осведомленности о психическом здоровье здесь, в США. Как вы думаете, какую роль играет звук в поддержании позитивного когнитивного состояния?
Олег Ставицкий: Мне нравится говорить, что, поскольку мир сейчас настолько сумасшедший, люди теперь почти занимаются самолечением со звуком. Имея все эти плейлисты, люди буквально ищут способы прожить день и защитить свое когнитивное состояние, отсюда и все эти плейлисты и видео на YouTube. А вот и Эндел. Это проект, созданный специально для такого использования: он разработан с научной точки зрения, чтобы помочь вам достичь определенного когнитивного состояния.
Поговорим немного о науке. Недавно вы стали партнером компании Arctop, занимающейся данными нейробиологии, чтобы заказать исследование, в котором используется ее технология для измерения и анализа данных мозговых волн в реальном времени. Каковы были некоторые выводы и что они говорят о том, как люди сегодня потребляют звук?
ОС: Результатом исследования стал этот интерактивный график, на котором можно было увеличивать масштаб посекундно и видеть, где начинается часть звукового ландшафта или списка воспроизведения и как реагирует мозг пользователя к нему. Мы могли отслеживать активность мозговых волн человека, и когда они слушали статичный плейлист, включалась определенная песня, и она работала для них, но затем запускалась другая, а этого просто не происходило. Затем происходит переход между этой песней и предыдущей, и когда начинается новая, происходит естественное падение концентрации. Если вы думаете о звуках для концентрации, вам нужно медленно приводить людей в зону, и для этого работает много музыки, но тогда речь идет о том, чтобы удерживать их там. И это самая важная часть. А для этого нужна последовательность. Вам необходимо следить за человеком и просматривать его биометрические данные в режиме реального времени, чтобы постоянно держать его в зоне действия. Так что для Endel не то, чтобы пики концентрации были такими высокими; Дело в том, что постоянство концентрации намного выше, чем то, что можно получить со статическим списком воспроизведения.
Эндел сотрудничал с электронными музыкантами Граймсом и Ричи Хотином (он же Plastikman), но вы меняете курс на следующего: философа Алана Уоттса. Почему?
OS: Хотя Алан Уоттс формально мертв, с 70-х годов мы связались с его сыном, который сейчас руководит Фондом Алана Уоттса. Это мой страстный проект. Мы лицензировали два из его самых больших выступлений: «Мир как игра» и «Погоня за удовольствием». Эти разговоры так актуальны для нашего времени. Алан говорит о важности танцев в жизни, о том, чтобы быть подвижным, подвижным и гибким. Он говорит об относительности: как нельзя знать хорошего, если вы не испытали ничего плохого, почему так важно, чтобы одна сторона всегда уважала другую, что весь мир не является черным и белым. Я считаю эти понятия очень актуальными для нашего напряженного, чрезмерно возбужденного и поляризованного мира.
Как вы стали настолько одержимы звуком?
OS: Мы все одержимы музыкой, особенно эмбиентной музыкой, потому что, как справедливо выразился Брайан Ино, она столь же незаметна, сколь и интересна. Вы даже не замечаете, что это там есть. Он просто создает для вас комфортную атмосферу, но не отвлекает ваше внимание, вы не теряете умственную энергию при ее обработке. У меня сейчас почти как профессиональное расстройство. Все — звуковой ландшафт. Сидишь где-нибудь и все слышишь: поезд трогается, дверь скрипит, ребенок плачет. Для меня все сразу сливается в звуковой пейзаж. Иногда хочется избавиться от этого, но это невозможно. Теперь для меня все музыка.
В чем ценность взаимодействия с несколькими устройствами в жизни пользователя?
ОС: Он может следовать за вами повсюду в течение дня на всех этих устройствах, и иногда вы его едва слышите. Что я часто делаю, так это переключаю Эндель в режим релаксации. Я включал режим прозрачности на своих AirPods Pro и просто занимался своим днем. Я разговаривал с людьми, покупал кофе, общался с людьми. Но, по сути, это будет то, что я называю микродозированием Эндела. Звук — это самый простой способ управлять своим окружением. Это так мощно, и в нем так легко изменить контекст. Для нас это было несложно. Идея состоит в том, что вы запускаете Endel на своем iPhone и начинаете пробежку, а затем уже получаете его на Apple Watch. Затем вы идете в свой офис, включаете режим шумоподавления, а затем вы хотите быть в этом сеансе глубокой работы на своем Mac. Это когда Эндел находится впереди и в центре, и он защищает вас от всего, что вас окружает. А затем вы возвращаетесь домой и говорите: «Привет, Siri, я хочу расслабиться», и это появляется на вашем Apple TV. Это мое окончательное видение Endel: постоянный звуковой ландшафт.