Минфин России разработал ряд правил, регулирующих порядок кредитования других стран. Если регламент, предложенный чиновниками, утвердят, то Кремль будет руководствоваться им при выдаче займов зарубежным партнерам.
Содержание статьи
Постановление Минфина
Интересно, что подобный свод разработали впервые — необходимость в регламентации возникла после внесения изменений в Бюджетный кодекс, который реформировали в августе 2019 года. Согласно документу Минфина, в качестве одной из задач выдачи госкредитов является демонстрация России как страны с ответственным подходом к международному кредитованию.
В качестве принципа выдачи заемных средств называется их коммерческая и экономическая оправданность.
Также в проекте подчеркивается, что принятие правил не станет поводом для автоматический ревизии действующих межправительственных договоров о госкредитовании.
Условия для ограничения
В случае принятия правил выдачи межгосударственных кредитов в той редакции, что предлагают в Минфине, сразу несколько привычных должников Москвы больше не смогут занимать у РФ средства на общих основаниях. Признаки государств, которым будет отказано в займе, следующие:
- Страны, погрузившиеся в социально-политический кризис либо участвующие в военных конфликтах.
- Страны, находящиеся под поддержанными Россией санкциями ООН, которые предусматривают ограничения в сфере внешнего финансирования.
- Страны, не выплатившие внешний долг в изначально установленные сроки и не исправившие свое финансово-экономическое положение.
- Страны, попавшие в число неблагонадежных заемщиков по версии Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).
- Страны, с низким коэффициентом возврата займов в долгосрочной перспективе по оценкам агентств Standard & Poor, Moody’s или Fitch.
- Страны, чьи кредитные обязательства, переданные третьей стороне, имеют очень высокую планку стоимости по оценке Bloomberg.
- Страны, которые направляли свои финансовые потоки на поддержание терроризма.
- Страны, участвующие в инициативе по облегчению долгового бремени беднейшим государствам мира — это, как правило, страны Африки.
Кто остался без поддержки России
По словам экспертов, под новые правила подходят порядка 110 государств. Однако половина из них обладают благосостоянием, превышающим российское, и, соответственно, в займах от Москвы не нуждаются. А вот такие привычные получатели кредитов из России как Сирия, Венесуэла, Республика Беларусь, Киргизия и Армения, а также Куба, согласно инициативе Минфина, не смогут рассчитывать на финансовую помощь РФ.
Крупные должники России
Самые большие долги перед Россией имеют Беларусь, Украина и Венесуэла. Минск задолжал порядка $7,5 миллиардов, Киев — около $3,7 миллиардов, Каракас — в районе $3,5 миллиардов. При этом украинский и венесуэльский кредиты являются самыми проблемными.
Кредит для Украины в 2013 году брал действующий на тот момент президент Виктор Янукович. Новая власть, пришедшая на смену режиму Януковича, этот долг не признает и возвращать его отказывается. Судебный процесс по этому вопросу до сих пор продолжается.
Венесуэле Москва выдала заем в 2011 году, а его возврат был намечен на 2018 год. С тех пор Каракас трижды просил о реструктуризации. Новая дата погашения кредита — 2027 год.
Вопрос о конкретных странах, которым будет или не будет позволено обращаться за финансовой помощью к России, в пресс-службе Минфина оставили без ответа. В ведомстве пояснили, что сокращения объемов кредитования со стороны РФ в обозримом будущем ожидать не стоит. По словам чиновников, план по выделению государственных кредитов сформирован на основании ранее принятых межправительственных решений. Иными словами, Кремль не намерен отказываться от взятых на себя ранее договоренностей.